Интервью
- Валентина Тюрина: "Мы открыты для предложений"
- Роман Лазарчук: жизнь в спорте
- Владимир Петров: "Если не мы..."
- УПФР: вопросы и ответы
- Когда многое решают кадры
- От «Каскада» до «Пскова»
- Об успехах личного состава, дновских наркоторговцах и интернет-мошенниках
- Как проходит медосмотр и что такое группы здоровья?
фотогалерея
Главная Город и горожане Обыкновенная жизнь Михаила Калинина. Часть 5 (заключительная)
24.09.2015
Просмотров: 5407, комментариев: 0
Обыкновенная жизнь Михаила Калинина. Часть 5 (заключительная)
Часть 5 (заключительная)
Послевоенные годы
В годы Великой Отечественной войны Михаил Калинин был топографом артиллерийского полка и провел всю войну на фронтах Крас-ной Армии в разных частях Советского Союза.
24 октября 1945 года эшелон 111 артиллерийского полка 224 стрелковой дивизии, где служил Михаил Калинин, прибыл на станцию Шуя в 23 часа. «Еще находясь в вагоне, т. е. когда состав медленно втягивался на станцию, я услышал, что из 10 человек, посланных ранее в Шую, 3 человека находятся в госпитале с венерическими заболеваниями». Температура воздуха была тогда минус 20. На земле лежал снег. Когда колонна, в которой был Михаил Калинин, проходила мимо фабрики «Шуйский пролетарий», улицу запрудила толпа женщин со стеклянными банками в руках. Им пояснили, что это вышла из цехов вечерняя смена. В банках работницы несли часть своего обеда детям. На ногах у женщин были какие-то белые чулки. Потом Михаил Калинин узнал, что эта обувь изготовлялась из ровницы, полуфабриката пряжи. Таковы его первые впечатления о Шуе.
В военном городке их разместили в артиллерийских складах, не имеющих никакого отопления. Единственной мебелью были сплошные нары из нестроганных досок. Но большая плотность человеческих тел всё же создавала температуру в казематах минус 3-5 градусов. Основное здание военного городка занимало Ютославское военное училище. 27 октября командование полка направило Михаила Калинина в Шуйский городской совет с целью представиться местной власти и установить возможность получения там плана города. Власти приняли его любезно, а подробного плана города у них не оказалось. В 1941 году подобные документы были уничтожены. Но разрозненные планшеты сохранились, и с 28 октября Калинин начал готовить план города масштабом 1:5000. Работал Михаил Калинин в кабинете городского землеустроителя. Работа у него шла не очень быстро и 2 или 4 ноября он был приглашен на праздничный вечер сотрудников горсовета по случаю очередной годовщины Октябрьской революции.
Утром 19 ноября Михаил Калинин должен был уехать из Шуи в Ленинград. Он остался ночевать в семье Прасковьи Ивановны Степановой и провел ночь с дочерью Людмилой Павловной.
Утром 19 ноября семейство Степановых посадило Михаила Калинина в поезд, идущий в Бологое. Там ему нужно было пересесть в поезд, идущий в Ленинград. Его попутчиком в поезде был Прокофьев, сержант одного из дивизионов 111 полка. Он был отчислен из армии как учитель и ехал преподавать в Гатчинский район. С ним наш герой решил из Бологое заехать в Дно и навестить в Скуграх его сес-тер и брата. Приехав на родину, они увидели родственников, которые жили в землянке, сооруженной на месте, где когда-то стояла изба бабушки Маши. Побыв там несколько дней, Михаил Калинин и Прокофьев отправились в Питер.
«Питер встретил меня неласково. Геологический трест размещался в поврежденном бомбежками Апраксином Дворе, и руководству треста было не до меня». Калинину посоветовали ехать в Новосибирск, где была большая нужда в специалистах. В пригороде Новосибирска жила знакомая ему по службе в армии девушка Аня. Она служила в инженерных частях Ленинградского фронта. В январе-апреле 1945 года их подразделение готовило гранитный щебень в Каменногорске, в 25 километрах от которого дислоцировалась 224СД. Аня командовала взводом подрывников, в котором служила родственница Михаила Калинина Полина Чижикова. «Она и познакомила меня с Аней как с порядочной девушкой. Мы с Аней влюбились друг в друга, но близких отношений у нас не было. Когда я явился в дом Ани, она рекомендовала меня родителям как будущего своего жениха».
Три дня «жених» оформлял дела в военкомате, получал паспорт и прописку в милиции, на четвертый день был принят на работу старшим техником в Сибтранспроект, где директором тогда был Павлов, а главным инженером Иван Хвостик. «Мне выдали удостоверение железнодорожника с правом бесплатного проезда на всех поездах Томской железной дороги (включая локомотивы); новый полушубок; новые валенки; утепленные японские брюки.
Дня через два он ехал в мягком вагоне с опытным проектировщиком путейцем Викентием Новицким в город Бийск, для разработки проекта упорядочивания подъездных железнодорожных путей к заводу, изготовляющем снаряды и мины, также разрабатывать проект ветки к спиртовому заводу. В марте они окончили полевые работы в Бийске и вернулись в Новосибирск, где Михаил Калинин из писем сест-ры узнал, что Людмила Павловна Степанова приезжала в Скугры и его искала, чтобы сообщить о своей беременности.
Вскоре Михаил Калинин снова уехал на полевые работы. Сибтранс-проект получил задание на проектирование водоснабжения участка железной дороги, проходящего по Тюменской области. Предполагалось проложить линию водопровода от реки Иртыш до станции Маслянская. Местность там болотис-тая и изыскания нужно было выполнить до таяния снега. Экспедиция ехала в собственном пассажирском вагоне. «Выбрав место забора на реке Иртыш, и произведя топографическую и геологическую съемки района, трассы водовода и станции Маслянской, в начале мая 1946 года наш экспедиционный вагон был установлен в путиках станции Новосибирск».
Понукаемый руководством, Михаил Калинин быстро работал над составлением топографического плана для проекта водоснабжения станции Маслянская в масштабе 1:2000, а это более 20 листов. Неожиданно его позвали к главному инженеру Ивану Хвостику. «Он сказал, что в обкоме партии получено письмо маршала артиллерии Воронова с просьбой разыскать меня и направить по месту прежней службы в армии. Вот так снова попал я в Шую». 18 августа 1946 г. у Михаила Калинина и Людмилы Павловны родилась первая дочь – Ирина. Началась уже другая жизнь в Ивановской области, где Михаил Калинин живет до сих пор.
Назад на родину
Из представленных в редакцию воспоминаний Михаила Калинина следует, что он приезжал в Скугры в первый свой отпуск летом 1947 года. Тогда местные жители стали просить его перенести прах матери, убитой немцами и захороненный в лесу, на сельское кладбище. Большую помощь оказал старый друг по школе Петр Александ-рович Чижиков. «C ним мы из кус-ка дюймовой широкой доски, длиной чуть больше метра и некоторого количества ящиков, с помощью нарубленных из проволоки гвоздей – соорудили что-то похожее на гробик для ребенка. Обнаружить могилу в зарослях нам помог крест из кольев. Мысленно попросив разрешения у покойницы, мы приступили к раскопке. Снимая осторожно лопатами слой за слоем грунт, на глубине чуть больше метра мы обнаружили труп. Любой верующий в Бога человек, посмотрев в этот момент в открытую могилу на лежащие там останки женщины, сказал бы, что она была верующая православная христианка. Было видно, что на правой руке застыло четырехперстное сложение пальцев. До последних мгновений жизни она осеняла себя крестным знаменем».
Когда Михаил катил тележку со скорбным грузом по деревне, с разных сторон к нему стали подбегать жители Скугров. Люди оставляли работу на поле и спешили отдать последнюю дань односельчанке, погибшей от рук оккупантов.
Михаил Калинин приезжал в Скугры еще несколько раз. По словам Александры Николаевны Калининой (жены брата) – последний раз он был на родине где-то в 1980-х гг., уже со второй женой. Он вырастил троих детей, сейчас воспитывает более двух десятков внуков и правнуков. Но до сих пор звонит в родную деревню и интересуется ее жизнью.
Ангелина МЕХИЛЯЙНЕН
Комментарии
Оставить комментарий