Интервью
- Валентина Тюрина: "Мы открыты для предложений"
- Роман Лазарчук: жизнь в спорте
- Владимир Петров: "Если не мы..."
- УПФР: вопросы и ответы
- Когда многое решают кадры
- От «Каскада» до «Пскова»
- Об успехах личного состава, дновских наркоторговцах и интернет-мошенниках
- Как проходит медосмотр и что такое группы здоровья?
фотогалерея
Сколько чудес за туманами кроется...
В прошлом номере мы рассказали о деревне Заклинье и о том, откуда пошло это название. Сегодня, продолжая путь на юго-запад, мы посетим деревню Чернобожье.
Чернобожье - единственная и неповторимая
Останавливаемся на горке, откуда открывается потрясающий вид. Внизу протекает река Полонка, а за ней как на ладони в красно-желтом наряде из листьев утопает деревушка Чернобожье. На первый взгляд, кажется, что название говорит само за себя и происходит от слов «черный бог» или «чернобожие», но...
В книге Сергея Мельникова «О чем говорят географические названия. Историко-лигвистические и краеведческие заметки» сказано, что деревня Чернобужье упоминается в новгородских писцовых книгах под названием Чернобуж. И версия, которая лежала на поверхности разбивается в прах, потому что корень слова уже несет другой смысл. По мнению автора книги, это форма притяжательного прилагательного от неканонического имени Чернобуд, родственное словам «черный» и «будить». Но кто кого будит и почему, это пока остается загадкой. Никакой интересующей нас информацией не смогли поделиться и мест-ные жители.
Нет сведений и о том, когда деревня впервые стала упоминаться в тех же новгородских писцовых книгах. Однако наличие древних курганов (жальников, могильников) на берегу реки Полонки свидетельствует о том, что по крайней мере тысячу с лишним лет назад здесь жили люди. В деревне насчитывается 19 насыпей овальной формы. Камни обкладок на многих жальниках сохранились не полностью.
Подробности мы узнали из словаря. Жальники (с греч. Sepulcrum - гробница) – древние кладбища (12-15 вв.), расположенные на высоких горах, поросших густым лесом. Распространены преимущест-венно в Новгородской и Псков-ской областях. Сами могилы по периметру обкладываются камнями. В троицкую субботу здесь справлялись поминки по усопшим. Считается, что деревья на жальнике должны быть обязательно еловыми, чтобы душа умершего по нему смогла забраться на небо. Все это говорит о том, что жившие здесь люди почитали своих предков и всячески им старались угодить, так как верили, что умершие члены рода являются заступниками и помощниками живым.
Эти немногочисленные данные говорят о том, что люди здесь поселились много столетий назад. Но самым уникальным является тот факт, что деревня с таким названием – единственная на земле. Сколько не было подано запросов Чернобожье в интернете, ответ был один – деревня в Дновском районе Псковской области.
А в камне -
застывший
медведь
Возвращаемся в деревню Заклинье, где нам удалось обнаружить интереснейшую находку.
Около дороги лежит ничем непримечательный, почти вросший в землю камень, если бы не одно «но». На этом камне отчетливо виден образ головы медведя. Кто его оставил, можно лишь догадываться. Но мы обратились к поисковику, чтобы узнать, что может означать сей символ. Оказывается, у древних славян медведь играл очень значимую роль.
Медведь был самым почитаемым славянским зверем. Недаром русских людей до сих пор сравнивают с медведями. По поверью медведь был воплощением бога Велеса, также очень древнего бога, образ которого сохранился со времен каменного века. Изображения его можно найти и на стенах пещер первобытного человека и на гербах многих городов. Пещерные медведи издавна были соседями людей, славяне считали их своими предками. Медведь считался хозяином леса, хранителем его богатств. Возможно, воздетые к небу лапы, его угрожающая стойка, были переняты людьми в своих танцах и обрядах.
На вид добродушный и неуклюжий, на самом деле медведь очень силен, жесток и скор на расправу. Охотников, рисковавших выходить с рогатиной на медведя, называли на Руси “отпетыми”, то есть идущими на верную смерть. В отличие от волка-хищника, медведь всеяден и не гнушается медом, малиной и другими сладкими ягодами. За пристрастие к разорению ульев диких пчел получил он и свое прозвище – мед-вед (знающий мед). Истинное его имя – бер, об этом говорит название медвежьего жилища – берлога (логово бера). Кстати, берлога считалась одним из проходов в Подземный мир, а ее хозяин – сторожем Навьего царства. Медведь забирается в свое логово с наступлением зимы, а выбирается с первыми теплыми весенними днями. В дни зимнего солнцестояния (Коляд) медведь переворачивался в берлоге, знаменуя поворот годового колеса.
В словаре славянской мифологии Ирины Мудровой отмечено, что «поклонение медведю идет с самых древних языческих времен, когда люди жили в единст-ве с животным миром среди лесов, в чащах и отвоевывали себе жизненное пространство. Хозяином языческого леса был медведь – самый сильный зверь. Он считался защитником от всякого зла и покровителем плодородия. Миф о Медведе – хозяине леса и могущественном божестве – сохранился в русских сказках, где героиня попадает к нему в дом в густой чаще леса, становится его женой, а их сын Медвежье Ушко превращается в могучего богатыря, победителя чудовищ.
Довольно долго медведя чтили как священного и даже намного позднее охотники всё ещё не решались произносить слово «медведь» и называли его то Михайлом Потапычем, то Топтыгиным, то просто Мишкой.
Не является ли этот камень с изображением зверя свидетельст-вом того, что именно здесь много веков назад жили люди, которые поклонялись медведю и запечатлели его образ в камне? Мы только можем предполагать, что именно так все и было.
В следующий раз мы отправимся в деревню Селивановы Горки. Оставайтесь с нами и помните, чудеса случаются с теми, кто в них верит.
Петр РОМЫСЛОВ
Фото автора
"Потонула деревня в ухабина, заслонили избенки леса..."
А за рекой - деревня Гористо
Спасибо газете за серию столь познавательных рассказов о деревнях Дновского района.Специально побывал в тех местах-посмотрел деревни Белая,Селивановы горки,Чернобожье и конечно же Гористо.Самая последняя произвела на меня неизгладимое впечатление.Какая красота,какой храм!Респет Вам газета "Дновец"Может напишите и о моей родной деревни-Большое Юрково.С уважением Владимир.
Владимир, спасибо Вам за отзыв и добрые слова! Сейчас мы готовим материал о деревне Юрково и очень хотели бы с Вами пообщаться! Позвоните, пожалуйста, в редакцию по номеру: 27-0-40.
В. Л. Васильев АРХАИЧЕСКАЯ ТОПОНИМИЯ НОВГОРОДСКОЙ ЗЕМЛИ (Древнеславянские
Цитата:Чернобожье дер. Должицк. Дн. на р. Полонка, ранее указывалась в Порх. у. Пск. губ. [СНМРИ 34, № 11301]. Пункт несколько раз упомянут
Цитата:Процент отыменных названий получается равным 60, а если считать с прозвищами и мирскими именами, так и 85. На остальные названия остается небольшая доля, да и то еще не всегда можно точно сказать, что имя тут ни при чем.
деантропонимные образования):
документацией конца XV–XVI вв. при описании Порховского окологородья и пог. Михайловского на Полоной к востоку от Порхова: Чернобыш 1498 г., Чернобуж 1539 и 1576 гг. [НПК IV, 317; V, 264, 576]. Ойконим, вероятно, восходит к личн. *Чьрнобудъ (< прасл. *ČьrnobQdъ);
данное имя самостоятельно, как будто, не зафиксировано, но первый компонент хорошо известен в разных антропонимических сложениях, ср. хотя бы ст.-рус. Черногуз, Черногуб, Чернобаев, Чернобровкин, Чер-
нобесов и др. [Вес. Он., 352], а из более архаических имен ср. др.-чеш. *Črnhost (из топонима), сербохорв. Crnobrat, Crnomir, Crnomuž [Svoboda 1964, 73]. Уномерь дер. Передольск. Бат. на руч. Уномерке басс. Шелони, ранее
Никто никого будить и не должен. Название деревни от имени какого-то Чернобыша или Чернобужа.
"За языком до Киева" Льва Успенского:
Оставить комментарий