архив новостей

понвтрсрдчетпятсубвск
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
       
Главная Славянский мир Сколько чудес за туманами кроется...
19.07.2013
Просмотров: 987, комментариев: 0

Сколько чудес за туманами кроется...

В этом месте Дновского района уголки крыш деревенских домов упираются прямо в небосклон, воздух здесь пахнет вечностью, вековые липы и вязы скрипят о былом, а деревню охраняют свернувшиеся в кольцо и застывшие в камне змеи.

Деревня Дуброво сегодня входит в состав Искровской волости. Расположена она в восьми километрах к юго-западу от райцентра. 
Слева от неё тонкой нитью бежит вода любимой дновцами Полонки. Её живописный берег украшают плакучие ивы, каменные перекаты и, конечно, полевое разнотравье. Кажется, вот именно здесь начинается рай, именно здесь удваиваются силы, улучшается настроение, и на все вокруг начинаешь смотреть с позиции вечности. Ведь она в каждом уголке, запахе, шорохе.
А деревня стоит на самой верхушке оврага. И если смотришь на неё снизу, кажется, дома прилипли прямо к небу. Вот уж, дейст-вительно, древние славяне знали, где строить свои жилища. Как правило, они предпочитали высокие места, чтобы весной водой не залило.
Официальных доказательств тому, что в этом месте существовало древнее славянское поселение и тысячу, и две тысячи лет назад, у нас пока нет. Но есть очень весомый факт, уносящий нас в далекое прошлое.
Тайна
каменных змей

Все местные жители знают, что у подножия холма, на котором стоит деревня, лежит огромный валун. И лежит он, по видимости, ни одну сотню лет.
Внимания на него обычный прохожий вряд ли обратит, а вот Олег Константинов, ныне редактор газеты «Курьер», много лет занимающийся изучением истории Дновского района, и часто приезжающий летом в Дуброво, обратил. И выявил необычайное сходст-
во камня… со змеем. С одной стороны, вроде бы простой валун, а с другой – окаменевшее пресмыкающееся. Лично у меня тут же появился вопрос: «Это создание рук человеческих или творение природы?»
Миф развеяла местная жительница Нина Алексеевна Духовская:
– Это, конечно же, творение природы. Об этом говаривали и старики, которых я хорошо помню. Бабушка Акулина Фёдоровна рассказывала мне в детстве, что каменные змеи с древних времен берегут нашу деревню. И помнят они ещё дохристианские времена. Тогда люди поклонялись стихиям природы, верили в её могущественную силу. Змеи в их понимании, наверное, были воплощением этой силы, могущества, мудрости. Так они стали оберегами всей деревни.
Если бы мы встретили всего один камень в виде змеи, можно было бы сказать, что это случайность. Просто так выстроились линии на твердой породе валуна. Но здесь змей очень много. Вот ещё один, средних размеров. На нем явные очертания головы и глаз рептилии.
Некоторые камни прячутся в густой траве, другие лежат в водах Полонки, а третьи даже ушли под землю.
Нина Алексеевна помнит, что во времена её детства огромный по высоте валун лежал на противоположном краю Дуброво. Постепенно его вбирала в себя матушка-земля. И теперь его не видно вовсе. Зато совсем недавно рядом с тем местом вырос маленький.
Наши предки, наверное, много могли бы рассказать о свойст-вах этих камней или их нечистой силе, что маловероятно. Кто знает, может быть, они обладают силой, способной даже к исцелению. Известно, что на северо-западе такие способы лечения применялись вплоть до начала XX в.
Святилище
крокодила в Новгороде

Целый ряд исторических источников подтверждают, что поклонников культа ящера было особенно много на северо-западе Древней Руси, в Псковских и Новгородских землях. Даже Геродот вел рассказы о неком народе, который живет в северных землях. Данные события, относятся приблизительно к шестому веку до н.э.
Исследованиями по «русским ящерам» очень долгое время занимался известный ученый Борис Рыбаков. Он, как и один из извест-нейших историков XIX века Николай Костомаров, считал данную былину одной из самых древних в землях Новгорода, которая своими корнями уходит в дохристианские времена. В исходном варианте про купца Садко он не путешест-вует, а просто выходит к некоему озеру, и играет свои песни подводному царю.
Борис Рыбаков в своей книге «Язычество древней Руси» написал по этому поводу следующее: «В  нашей теме, связанной с ящером, свое внимание можно остановить на подлинных гуслях XII века, которые были найдены при раскопках в Новгороде. Левая сторона гуслей сделана скульптурно, в виде части туловища и головы ящера. Чуть ниже его  головы изображены две небольшие головки маленьких ящеров. На задней стороне инструмента нарисованы птица и лев. Получается, что в орнаментации есть все жизненные зоны. Это – небо (птица), земля (лев) и подводный мир (ящеры). В орнаменте гуслей видно, что ящер имеет превосходство и объединяет обе стороны инструмента…»
При раскопках в псковской и новгородской землях огромное количество изображений ящера  встречаются, в первую очередь, на ручках ковшей и на конструкциях домов. Анализируя самые первые из вариантов былин о Садко, академик Рыбаков нашел вполне существующее место общения подводного царя и гусляра. По расчетам академика, таким местом было озеро Ильмень, а именно, близ истока Волхова, у «софийского» берега реки. Это место наиболее известно под названием «Перынь». При раскопках в Перыне, в 1952 году, археологами было обнаружено капище (Рыбаков называет его «святилищем крокодила»).
Стоит отметить, что больше десятка деревень в Михайловском погосте (ныне – Дновский район) вплоть до присоединения Новгорода к Москве в 1478 году, числилось за Юрьевским монастырем. А уж обо всем остальном догадывайтесь самостоятельно.


Глазной источник

Известно, что деревня Дуброво, или усадьба «Марьино Дуброво», как называли в старину, является архитектурным памятником 2 пол. XIX – нач. XX века.
Генерал Спиридонов однажды приобрёл и обустроил здесь усадьбу для своей дочери. До сих пор сохранился богатый парк, а развалин трёхэтажного помещичьего дома уже почти не видно.
В месте, где парк заканчивается, на горе, раньше была птицеферма. Сейчас там – жилые дома. С Дубровской стороны там стояла водокачка, а со стороны совхоза когда-то был источник, исцеляющий людей от глазных болезней.
Говорят, со всех сторон сюда везли на лошадях слепеньких, и молодых, и старых. На деревца навешивали красивые полотенца и со свечечками молитовки читали. Люди здесь набирали целебную воду и купались. Когда наша собеседница Нина Алексеевна Духов-ская ходила в школу, источник ещё был действующим. Она говорит, что родничок бил прямо с бережка Полонки. Но за ним перестали ухаживать, и теперь он зарос.
Церковь,
что ушла под землю

Проходят годы, меняются поколения, нравы. И лишь жалкие частицы сокровищ в виде памяти человеческой остаются с нами. Нина Алексеевна Духовская запомнила удивительных людей. Сила Николаевич и Акулина Фёдоровна были супругами. Жили в деревне. Людьми они были богатыми. Сила Николаевич на лошади торговать ездил.
В древних источниках человеку, носящему это имя, приписывались такие качества, как безудержная отвага и смелость, но в гневе он мог быть непредсказуем. И подтверждения тому сохранились.
Говорят, когда Сила Николаевич домой возвращался, любил, чтобы жена встречала и помогала коня выпрягать. А если опоздает, то кнутом стегал. Вот такой был нрав у хозяина!
По воспоминаниям Акулины Фёдоровны (а ей об этом тоже рассказывали старики) известно, что в искровском парке, где сейчас стоит поклонный крест, раньше была церковь. И действовала она до прихода монгольского ига. Если соотнести это с конкретными историческими событиями, то можно определить и временной промежуток – 13-15 века.
Однажды в храме шла служба. И как раз во время литургии враги подошли к храму. Лошади у них были невысокие, а потому воины с легкостью открыли ворота и вошли на территорию храма. Сделаем небольшую оговорку. Считается, что во время литургии молящийся не должен оборачиваться назад, смотреть разрешается только на престол Божий.
Так вот врата открылись, люди невольно нарушили запрет и обернулись назад. Именно в этот момент, по преданию, своды церкви рухнули и ушли под землю.



Неприкаянная

Ещё одна легенда связана с этим историческим местом. Но относится она уже к более поздним временам.
По воспоминаниям Нины Алексеевны Духовской, было это, может, 50, а то и 60 лет назад. В деревню издалека приехала красивая девушка. На работу её взяли в колхоз кассиром. Контора колхоза тогда ещё в деревянном здании размещалась. Вскоре красавица познакомилась с парнем, забеременела, а тот замуж не взял.
С горя девушка повесилась на дереве в Искровском парке. Теперь местные жители и не помнят, где похоронена она была, знают только, что скорби много по ней в деревне было. А потом, говорят, образ её не раз в парке видели.
«Это вполне естественно, – считает Нина Алексеевна Духовская, – ведь душа-то так и осталась неприкаянной. Молиться за неё надо!»
В эти июльские дни в Дуброво и Искре как-то особенно хорошо. Местная детвора резвится в Полонке, стрекочут в траве кузнечики, шелестит листвой старый парк, начинает желтеть рябина. Огорчают, правда, развалины сельской школы. Ещё несколько лет назад здесь слышался детский смех. И если не школа, то вполне мог бы разместиться интернат для престарелых, пансионат или детский лагерь. Но…
Зато в этом году заметно увеличилось число семей аистов. Как известно, у некоторых славянских народов белый аист считался вестником богини, которая даровала людям возрождение. Кто знает, может быть, это необычное место, пропитанное древнейшей историей, тоже ждет возрождение?

Марина КАРПОВА, фото автора 

Комментарии
+10
°
C
+10°
+
Дно
Среда, 05
Четверг
+ +
Пятница
+10° +
Суббота
+ +
Воскресенье
+ +
Понедельник
+ +
Вторник
+ +
Прогноз на неделю







опрос

В Дно возле поликлиники появилась скульптура. Как бы вы ее назвали?
Все опросы