архив новостей

понвтрсрдчетпятсубвск
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
       
Главная Славянский мир Мимо острова Буяна: завершение псковско-белорусского этапа веломарафона. Часть третья. Бобруйск - Могилев - Витебск
27.12.2013
Просмотров: 2105, комментариев: 0

Мимо острова Буяна: завершение псковско-белорусского этапа веломарафона. Часть третья. Бобруйск - Могилев - Витебск

     Хотя и просыпался с периодом в час от холода, но выспался и встал рано из-за окутавшего место моего ночлега молочного тумана. Подумал о том, что пора завершать стадию существования древнего человека, еще не открывшего огонь. Ведь я ни разу не развел костер ни в октябре, ни теперь - за неделю ноябрьского путешествия. Все как-то времени не было на это. В октябре предполагал сварить кашу по-суворовски, но мой котелок и крупа так и остались не востребованными. В это путешествие отправился без котелка и крупы, но спички взял. Быстро набрал сухих сосновых и еловых веток и вскоре мой костер весело заполыхал, радуя и согревая меня. Достал хлеб и колбасу - ту самую, лучшую в мире Тирольскую из Бобруйска - и, нанизав их на сухую заостренную ветку, стал поджаривать на огне.

Почти три часа возлежал я у костра, наслаждаясь теплом и дожидаясь рассвета. Просушил отсыревшие вещи, основательно прогрелся. В дождевой лесной луже умылся. Почувствовал прилив бодрости и воодушевления. Стал запрягать Буцефала, понимая, что успех путешествия и даже моя жизнь зависят от него. Ведь качество современных недорогих велосипедов зачастую оставляет желать лучшего. Например, когда ночью едешь на спуске с горы, есть риск угодить в колдобину. От резкого удара могут сломаться вилка, ось, отлететь педальный шатун, лопнуть спицы, что неминуемо закончится внезапным падением и увечьями. Короче говоря, велосипед должен обладать 10-кратным запасом прочности, чтобы в его надежности не было ни малейшего сомнения. Это очень важно, поскольку укрепляет дух и помогает преодолевать трудности.

     Постепенно туман развеялся. Костер догорел. Пошел восьмой день пути, по календарю 20 ноября, среда. Выбрался на трассу, где заметил указатель с названием Писаревка. То есть заночевал я недалеко от этой деревни с символическим названием. До Могилева оставалось приблизительно 45 км.

     Как же удивительно ехать днем! Ни малейшего напряжения, если, конечно, ветер не встречный. Любуешься видами, размышляешь о разном, а то и просто пребываешь в состоянии эйфории, чувствуя свое единение с природными стихиями. Совсем не то ночью! Концентрация и внимание - на первом месте. Пристальный взгляд в светлое пятно от фонаря - и так часами напролет. А если трасса оживлена машинами, то необходимо неусыпно наблюдать за ними, а также чувствовать приближение машин сзади. Бывает, что огромная фура обгоняет тебя, едва не касаясь своим чудовищным бортом. А возникающие от ее движения завихрения резко бросают велосипедиста в направлении этого мчащегося магнита. Здесь надо крепко держать руль и предупредительно давать чуть вправо, не столько рулем, сколько быстрым наклоном тела.

     В Могилев въехал под дождем. Интересно, что китайского производства непромокаемый плащ оказывается мокрым с двух сторон, причем с внутренней стороны влаги больше. Я не мог понять, откуда она, пока меня не осенила мысль, что это конденсат испарений от потного тела. Это очевидный недостаток непромокаемого плаща. Приходится выбирать: или ехать без плаща и в меру промокнуть, а потом на ветру быстро высохнуть, или же промокнуть и охладиться изнутри, защитив себя плащом снаружи. Если дождь очень сильный, то лучше ехать в плаще.

    Любопытно, едва оказался на улице города, сразу увидел столовую. Снова захотелось манной каши - на молоке и с пенкой. Как могут дети не любить это восхитительное кулинарное чудо! А многим из маленьких приверед еще и пенка не нравится. Ох, у меня б они научились уважению к манной каше! Разумеется, без всякого принуждения, - только военной смекалкой и тактикой победоносного наступления. Проехал столовую, вздохнув с сожалением. - Нет времени на такие остановки. Вскоре еще одна столовая попалась, потом кафе. Уже один этот факт приятно порадовал и как бы частично выдал мне аванс воображаемой горячей кашей.

     Увидел здание Исполкома и свернул к нему. Мокрый, в походном плаще поднялся на второй этаж, предварительно спросив у дежурного милиционера внизу, где мне проставить печать. Должен сказать, что большинство людей изумлялись моему веломарафону, желали счастливого пути, а некоторые говорили, что ничего подобного им еще не приходилось видеть. Никаких препятствий с отметками в паспорте путешественника не возникало. Симпатии и душевное участие встречал я в людях, с которыми общался. Всем им спасибо! Позитив отношений играет немалую роль в успехе предприятия, равно как и вообще в настроении путешествующего.

     Знаменитая Тирольская колбаса была вся безжалостно зажарена в костре и съедена, поэтому пришлось пополнить съестные запасы. Купил в магазине другую колбасу - могилевскую Казацкую, - и двинулся искать выезд из города на Витебск. На спуске одной из улиц остановился, чтобы сделать снимок Днепра и в гору подняться пешком. Наверху подошел к молодому водителю, хлопотавшему возле пустого пассажирского автобуса. Он мне подробно объяснил, по каким улицам надо ехать, чтоб миновать городскую промзону. И я поехал, держа в голове несколько названий улиц, которые быстро забыл, едва покинул Могилев.

     На выезде из города почти величественно крутились ветряки, вырабатывая электрическую энергию. Окажись на моем месте Дон Кихот, он тотчас бросился б на них как на колдовское наваждение. И силы оказались бы явно неравными. Я предпочел сделать видео-ролик о стоящих на возвышении гигантах, питаемых ветром, отчетливо понимая, что влобовую мне их не свалить.

     Решил ехать без сна, то есть полные сутки, чтоб утром следующего дня быть в Витебске. Ветряки остались позади, словно прощались со мной, размахивая богатырскими руками. Интересно, что Могилев - единственный из виденных мной городов на пространстве СНГ, где стоят эти генераторы тока, приводимые в движение дыханием природы.

     Ехал долго - день, вечер, ночь. Когда проезжал Оршу, меня окликнул милицейский патруль на машине. Остановился. "Только камикадзе может ездить ночью по такой трассе! - пожурили меня белорусские милиционеры. - Вам что же - жизнь не дорога? Давайте на обочину!" На что я возразил, мол, на обочине мелкие стекла, камни, - легко можно проколоться. Тем не менее, предупредив меня о необходимости быть осторожным, ночной патруль пожелал мне доброго пути.

     Утром, к 5 часам, стал отключаться, мгновенно засыпая. Много сил отнял встречный ветер. Трасса напомнила мне аэродинамическую трубу природного происхождения. Казалось, что широкое пространство дороги с затяжными спусками и подъемами  словно притягивает небесные воздушные массы, обрушивающиеся сверху. Причем, дорога делала повороты, вплоть до прямого угла, а ветер все равно продолжал дуть навстречу! Уверен, что такой эффект вызван специфическим соотношением каких-то природных параметров, которое и  провоцирует этот ветродуй.

     От ветра и подъемов, многочасовой езды без сна устал так, что ноги отказывались идти, да и на велосипеде уже сидеть не мог. Сошел с трассы в поисках места, где б можно было вздремнуть, несмотря на изморозь. Сначала блуждал по вспаханному застывшему полю, но безрезультатно. Проехал чуть дальше, увидел ответвление от трассы в сторону, - по-видимому, в какую-то деревню. Пошел по этой дороге, всматриваясь в темноту. Бывает, что место для привала сразу видно, - вот оно, - удобное во всех отношениях. Но здесь я искал без всякого толку. Так и не нашел подходящего. Поэтому спать не стал. Долго разводил костер. Ветки, хотя и были сухими, горели плохо и дымили едким тошнотворным дымом. Подкрепился, промучившись у такого костра не менее двух часов. Проехал 180 км. До Витебска оставалось около 25 км. 

     В четверг 21 ноября, на девятый день путешествия, подъезжая к Витебску, впервые ошибся в знаках и проехал нужный поворот, оказавшись в поле. В окрестностях города большие холмы, спуски и подъемы с разветвлениями и развязками дорог. Совсем не такими представлялись мне подъезды к городу и сам маленький старый Витебск времен Шагала. Широта, простор и размах были преобладающими. В поле стоял одинокий указатель, поясняющий, что до Пскова около 500 км. Предпочел повернуть назад и разобраться-таки в знаках.

     Теперь уже взял нужный поворот. Преодолев спуски и подъемы, наконец-то оказался в Витебске, встретившем меня огромной трубой ТЭЦ справа по борту. Добрался до железнодорожного вокзала, где и проставил штамп в паспорте. Спасибо местному таксисту, - жаль не спросил его имя, - рассказавшему мне в подробностях, как выбраться из Витебска на Велиж, куда я решил двинуться. Таксист достал карту, включил навигатор и любезно разъяснил, что ехать надо через мост по улице Кирова до пересечения с улицей Ленина, затем налево до площади и там наискосок, кажется, по улице Гагарина, а потом прямо - на Сураж, расположенный между Витебском и Велижем.

     Поблагодарив таксиста, я некоторое время еще поездил по городу. Заглянул в почтовое отделение, где попросил проставить мне почтовый штемпель о пребывании в славном городе. Возле Филармонии подивился на местную достопримечательность - памятник Ленину. Вождь мирового пролетариата не просто стоял на пьедестале. - Он вдохновенно дирижировал, высоко вскинутой в элегантном жесте рукой. Поистине в каждом городе - свой особенный Ленин. Я б не удивился теперь, если бы мне здесь сказали, что витебский Ленин - лучший в мире.

     В магазине купил еду, питье. Поинтересовался, нет ли в продаже бобруйских ирисок? Продавщица предложила купить мядзельские, не уступающие бобруйским. Купил, и не угомонился, пока не съел их все в пути.

     Оставив за спиной Витебск, удивился ландшафту. Вместо привычных сосен и елей всюду были березы и ольха. Долго двигался холмами, чередуя спуски и подъемы, фотографируя указатели с названиями деревень. Только к вечеру ландшафт снова стал привычным хвойным, а дорога плоской. Был момент, когда дорожное полотно своей фактурой напомнило мне далекое детство. Впечатление было очень сильным, вплоть до ощущения запахов и материализации давно исчезнувших образов.

     Уже в густых сумерках въехал в Сураж, поняв, что ночью отправляться в Велиж нет смысла, ибо там все равно нужно будет останавливаться на отдых. Не лучше ль выспаться и отдохнуть здесь? 

Комментарии
+10
°
C
+10°
+
Дно
Среда, 05
Четверг
+ +
Пятница
+10° +
Суббота
+ +
Воскресенье
+ +
Понедельник
+ +
Вторник
+ +
Прогноз на неделю







опрос

В Дно возле поликлиники появилась скульптура. Как бы вы ее назвали?
Все опросы