архив новостей

понвтрсрдчетпятсубвск
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      
Главная Политика Занимательная география
07.08.2014
Просмотров: 663, комментариев: 0

Занимательная география

  Татьяна Никитина знает, что быть сельским учителем и интересно, и выгодно.

В эту школу – небольшую, уютную, постоянно хочется возвращаться. Она для всех и только для тебя одного. А на входе гостей встречают спортивные тренажёры – примета времени. История Моск-винской школы Псковского района приближается к вековому юбилею – до этой кругленькой цифры осталось всего каких-то четыре года. Основали школу через год после революции как начальную, в предвоенное десятилетие она стала семилеткой. И ровно 50 лет назад – в 1964-м – средней общеобразовательной. 
Уже в новейшей истории педагоги школы удостаивались самых высоких наград. Первым обладателем гранта Главы Псковского района в 2009 году стала директор школы, учитель биологии Надежда
Смирнова. На следующий год областного гранта «Лучшие учителя России» была удостоена учитель истории, зам. директора по учебно-воспитательной работе Ольга Яковлева. А в 2012-м Ольга Владимировна выиграла грант Главы Псковского района.
Похожая история и у преподавателя физики и математики Татьяны Александровой. В 2011 году ей присудили грант Главы Псковского района, а в 2012-м – областной грант «Лучшие учителя России». Преемницей своих старших коллег также стала учитель математики и географии Татьяна Никитина. В 2013 году она была удостоена денежного гранта в номинации «Лучший учитель»…
Только учителем!
На очередную ступеньку педагогического мастерства педагог с 14-летним стажем Татьяна Никитина поднялась не так давно. Сначала стала победителем профессионального конкурса «Педагог года Псковского района – 2013». А ведь в семье, в которой она выросла, педагогических корней даже не просматривалось. Но огромное желание работать в школе у девочки появилось еще в 7 классе, и «виновна» в этом учитель математики Новоржевской школы Наталья Николаевна Соколова, на которую Таня хотела быть похожей. Поэтому и предмет она выбрала тот же самый, и после школы поступила в педагогический на физмат.
– Когда-то мне казалось, что основная задача учителя – изложить учебный материал, а задача детей – его усвоить и суметь применить знания на практике. И только после того, как я пришла в школу, мне стал понятен смысл слова «учитель». Чтобы работать с детьми, надо быть артистом, спортсменом, литератором, историком, психологом и обязательно... немного ребенком, – так рассуждает сегодняшняя Татьяна Викторовна.
В Жадрицкой школе Новоржевского района, где она преподавала некоторое время, некому было вести географию. Предложили Татьяне, и та согласилась. Так «левый» предмет стал одним из основных, потому что, помимо географии 
Татьяна Викторовна может вести уроки математики, физики, информатики. Физика, впрочем, давно уже осталась в прошлом. Но совсем недавно перечень расширился за счет уроков технологии (Тать-яна успешно проводит занятия и в кружке рукоделия – учит девочек шитью, вязанию, искусству вышивки и прочим премудростям, которыми любой женщине было бы неплохо овладеть еще до замужества). Теперь, правда, и на технологии поставлен крест – всё учебное время отдано географии и математике.
Главное – увлечь
Кто знает, не случись путаницы государственного флага на Олимпийских играх 2012 года в Лондоне, возможно, в руководящих кругах Северной Кореи в 2013-м витали бы куда более благодушные настроения. Помните тот инцидент, когда организаторы матча женского футбольного турнира, представляя игроков из КНДР, продемонстрировали флаг совсем другого государства – Кореи, но Южной? Возмущенные спортсменки отказались выходить на поле, и матч начался на час позже – после того, как представители МОК принесли официальные извинения. Не исключено, что именно тот инцидент распалил спортивную злость северокорейских игроков, и женщины со счетом 2:0 уверенно победили своих соперниц из Колумбии. Вот такие рассказы-изюминки, как эта, старается найти в реальной жизни и использовать на своих уроках как самый убедительный мотив для изучения школьного предмета учитель географии Москвинской средней школы Татьяна Никитина.
– Если после звонка ребята остаются со мной, а не бегут домой «сломя голову», если после уроков подходят ко мне с вопросами – значит, все нормально, значит, я смогла их заинтересовать, значит, у меня получилось. Умение увлечь учеников своим предметом, как мне кажется, и есть педагогическое мастерство, к которому мы все стремимся, – считает учитель.
Тихо, по-домашнему
«Многослойность» – отличительная черта учителей в малокомплектных школах, которые обыч-
но ведут несколько предметов. В одиннадцатом классе, где Татьяна Викторовна была классным руководителем, еще пару лет назад было 13 учеников. В девятом осталось пятеро. Сегодня и те уже покинули школу. 
– Маленькие классы хороши тем, что информацию можно донести до каждого, в индивидуальном порядке восполнить пробел, разъяснить непонятное, это большой плюс малокомплектной школы. Когда в классе 30 учеников, к каждому уже не подойдешь, – говорит учитель.
Но такие малочисленные классы в то же время «били» по самому учителю, потому что его зарплата самым прямым образом зависела от наполняемости классов. Со временем эту норму убрали.
– Это правильно, если зарплата педагога не зависит от количества учеников в классе, ведь он готовится и ведет уроки в привычном темпе независимо от того, сколько учеников в классе – 13, 14 или 25, – говорит Татьяна. Зарплата сельского учителя сегодня позволяет ему чувствовать себя уверенно и комфорт-но. 
Любознательные – 
самые любимые
За прошедшее десятилетие Татьяна Никитина утвердилась во мнении, что работать с пятиклашками увлекательнее всего – с ними еще можно и нужно играть. У старшеклассников – так же, как у малышей, масса вопросов, но они совсем иного качества... Но больше других Татьяна любит вести уроки в 7-8 классах...
– Может быть, потому, что к этому времени они уже достаточно раскрываются, да и география в 7 классе интересная, мы изучаем материки – тема сама по себе увлекательная, – пытается объяснить свои пристрастия учитель. – Восьмиклассники достаточно грамотные, и на некоторых этапах умеют и любят делать свои выводы. Со старшеклассниками сложнее – они определились, готовятся к выпускным экзаменам.
Одним из определяющих качеств для учителя Татьяна Никитина считает открытость. Открытость и доверие. А иначе как выстроить диалог между детьми и педагогом? Разумеется, обязательно нужно любить свой предмет, быть грамотным и разносторонним – а значит, учитель постоянно должен учиться, уж простите за тавтологию. И еще: нельзя на урок приходить без улыбки, считает Татьяна. Это совсем не означает, что преподаватель всегда должен выглядеть довольным и счастливым – отнюдь. Но начинать урок в хорошем расположении духа, оставляя за бортом все проблемы и конфликты (куда ж без них!) – обязан. Ведь дети все видят, все замечают, и настроение учителя непосредственно на них сказывается. Кстати, все конфликты и проблемы по большому счету – решаемы.
Отпуск у Татьяны Никитиной заканчивается 18 августа, но в школу она отправится пораньше. Почему? Да чтобы успеть порядок после ремонта в своём кабинете навести! На 15 августа намечена приёмка здания школы после ремонта. Поводом для него стало небольшое стихийное бедствие: ураганом с крыши снесло шифер. Однако деньги на срочный ремонт в региональном бюджете оперативно нашлись, и кровля в Москвинской школе к сентябрю будет новенькая.
Дарья МАЛОВА
 
Комментарии
+10
°
C
+10°
+
Дно
Среда, 05
Четверг
+ +
Пятница
+10° +
Суббота
+ +
Воскресенье
+ +
Понедельник
+ +
Вторник
+ +
Прогноз на неделю







опрос

В Дно возле поликлиники появилась скульптура. Как бы вы ее назвали?
Все опросы