архив новостей

понвтрсрдчетпятсубвск
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
       
Главная Нам пишут Эх, дороги...
01.08.2013
Просмотров: 1526, комментариев: 0

Эх, дороги...

Со школьных лет запомнил я стихотворение Н.А. Некрасова «Железная дорога». Прочитала нам его молодая учительница литературы, чей гуманизм к человеческой жизни, к ее ценности не вызывал никаких сомнений. Потому и смогла прочитать талантливо, так что глаза многих учеников подозрительно блестели. Мы дружно возненавидели «эксплуататоров народа», капиталистов, построивших железную дорогу «на костях людей». С восхищением говорили, как строится дорога сейчас, с помощью мощных механизмов, машин, управляемых лишь рукой человека. Увы, наша наивность была оправдана нашим возрастом. Потом, со временем, мы поймем, что и строительство новых железных дорог, и ремонт старых остались по-прежнему тяжелейшим физическим и ум-ственным трудом.
Однако не забудем, что величайшие пространства России, их освоение, немыслимы без строительства железных дорог. Именно потому рядом с железными дорогами русские крестьяне рубили первые деревни, а горожане строили первые города. И наш городок Дно возник именно благодаря железной дороге. Фильмы, снятые о нем, наполовину, если не больше, показывают деятельность, будни железной дороги и предприятий, связанных с ней. Это – начало начал. Потом появятся другие предприятия, но и они будут тесно сотрудничать с железной дорогой и обойтись без нее не смогут. Не случайно ее назвали «государством в государстве», не случайно железнодорожники носили военную форму, ибо стратегически железная дорога равнялась армии и играла ту же роль в безопасности государства.
На дальней станции сойду
После войны наш город, почти полностью разрушенный, начал стремительно восстанавливать жилые дома и производственные объекты. Почти каждое предприятие имело свою строительную бригаду. Создали Дновское строительное управление, куда приехали люди на работу из разных мест. Для них срубили теплые, из толстых бревен, дома барачного типа. В одном доме жило до 20 семей. Построили магазин и клуб «Строитель», где показывали фильмы и устраивали по вечерам танцы. На южной стороне города сразу прибавилось ребятни и стариков. Нам же, пацанам, жившим здесь с рождения, сразу пришлось туго. Лесные дары: ягоды, грибы, орехи – теперь невозможно было найти вблизи города и даже в дальних лесах. Переселенцы не хуже нас знали и любили лес. Поэтому и любили мы ездить до дальних станций на «товарняках» и «пригородных» поездах, там с корзинами слезать и двигаться вдоль линий к дому. Поездки обычно были всегда удачными. Вырубки вдоль железной дороги, поросшие молодняком, с лихвой награждали нас грибами белыми и орехами спелыми. Набирали – кто сколько мог унести! Песчаные насыпи, поросшие чистой травой, позволяли нам моментом набрать бидончик земляники. Трава была чистой, потому что тогда еще составы возили паровозы, которые работали на угле и не обливали соляркой склоны насыпи. Ягода была крупная, сочная, годилась и на варенье, и на пироги…
А еще железная дорога дала нам возможность побывать на крупных речках и озерах области. Там нас ждало рыбацкое счастье! Раки по 300-400 штук, рыба разных размеров и видов, ночевки у рек и озер – все это стало одной из самых прекрасных страниц детства. Мы учились любить родину и ее природу, понимать, что другой, прекраснее нашей, для нас никогда не будет. И когда мы шли по железной дороге, стараясь попасть по шпалам следами, когда вглядывались в беспредельный простор вдоль серебряных нитей-линий, мы ощущали себя птицами, готовыми к взлету. А вот уже и стали видны первые дома деревни Белошкино. Дойдем, бывало, до переезда и решим идти по дороге. Может, какой-либо жалостливый шофер пожалеет пацанов с грузом природных даров и подбросит до Дно? Обычно так и было…

Здесь каждый рельс
историей дышит
Люди, хоть немного знающие про Дно, отмечают, прежде всего, что это крупнейший железнодорожный узел («дновский крест»), имеющий четыре направления своих линий, почти совпадающие со сторонами света. Поэтому в истории России этот городок сыграл не только стратегическую, но и политическую роль. Именно здесь был задержан царский поезд, революционно настроенные железнодорожники не пропустили его на Петроград. Поезд был отправлен в Псков, где и произошло отречение царя от престола. Разные историки по-разному оценивают сей исторический факт, учитывая дальнейшую судьбу царской семьи. Но мне кажется, что режим царско-распутинский настолько прогнил, что отречение царя Николая II произошло бы и в Петрограде. Этого требовал не только простой народ, но и Государственная дума вместе с некоторыми великими князьями, род-ственниками царя.
В годы Великой Отечественной войны за право обладать городом шли ожесточенные бои советских и фашистских дивизий и полков. Особо надо отметить умело разработанный советским командованием план по освобождению Дно. Используя резервы, различные рода войск, в том числе и танковые, командиры сумели освободить город и отбросить врага на добрую сотню километров на запад. В честь освобождения стратегически важного города Москва салютовала двадцатью артиллерийскими залпами.
Мы никогда не забудем героев дновского подполья, состоявшего в основном из молодых железнодорожников. Многие из них сложили головы в неравной схватке с врагом.
Мы всегда помним, что большинство Героев Советского Союза, чьими именами гордится город, своей работой были связаны с железной дорогой.
Слава трудовым подвигам дновских людей, которые в кратчайшие сроки восстановили станцию, путевое хозяйство, разрушенное депо, отлично понимая, что наш город жив, пока жива и дейст-вует железная дорога.
Прошли годы. Многое еще можно было рассказать о замечательных делах и победах наших железнодорожников во всех областях: культуры, спорта, образования, умножения лучших традиций, о деповском музее. Наш железнодорожный узел остается крупнейшим предприятием города, который дает работу большин-
ству дновцев! И мы вправе гордиться достижениями наших железнодорожников по обслуживанию пассажиров и перевозке народно-хозяйственных грузов.

Железная дорога –
окно в мир
Должен признаться, господа-товарищи, что человек я неверующий, однако сильно подвержен мистическому влиянию окружающей среды. Мистическому – значит необъяснимому с точки зрения законов логики. А так как большая часть моей сознательной жизни прошла в городе железнодорожников, то и мистические мысли, связаны с железной дорогой. С детских лет она поражала, удивляла бесконечностью пространст-ва, уходящего за горизонт. Стайкой пацанов мы шли по черным шпалам, летнее солнце обжигало нас, но нам и в голову не приходила мысль свернуть на проходящую рядом с нами грунтовую дорогу с тенью и прохладой. Сразу исчезало волшебство. Конечно, ходить по железнодорожным путям было нельзя, но чего боишься в детстве?.. Потому и не струсил я, когда будучи в третьем классе и направляясь в библиотеку, подлез под стоявший пассажирский поезд дальнего следования. А поезд возьми да и тронься! Как крольчонок заметался я между колесами. И быть бы мне на том свете, если бы не длиннющая рука дяденьки-милиционера, вытащившего меня за шиворот. Слезы, плач, милиция, появление отца… Ну как тут, уже взрослым думая об этом событии, не поверить в мистику?
Ах, как мы, мальчишки и дев-чонки, любили ходить на дворец-вокзал! Не только для того, чтобы продать что-либо из даров леса вышедшим на разминку пассажирам. От них пахло большими городами, богатством, разговаривали они тоже по-особому, «слишком культурно». Ягоды, яблоки, грибы брали почти, не торгуясь, даже переплачивая. Молодые, в очках, для нас они явно тянули на профессоров. Плюс кеды, а не калоши, спортивные костюмы, а не рваные штаны с такой же рубашкой… Перерывы между поездами мы проводили в зале ожидания. Именно тогда он стал для нас Храмом дальних таинственных путешествий. Разинув рты, мы смотрели на пассажиров, на их суету с чемоданами и знали, что через час-другой эти люди будут смотреть в окна вагона на интереснейшие пейзажи нашей Родины. И приедут они в необычный город, где музеи, цирки, стадионы, магазины мороженого, зоопарк – да чего там только нет для полного счастья!
Должен сказать, что и сейчас многие дновцы любят посидеть в прохладном зале ожидания. Есть молодежь, но чаще – пожилые. Они просто сидят и о чем-то думают. Может, о том, что когда-то не сели в вагон и не рискнули уехать туда, куда их тянуло. Мистика вокзала взяла в полон и их души…
Повезло дновцам! Мы рождаемся и умираем под гудки паровозов, верных наших друзей и кормильцев. Стук вагонных колес слышен за десятки километров. Но он не тревожит, а успокаивает нас. Жива дорога – жив и наш маленький железнодорожный городок с несколько странным названием – Дно.
Владимир ДОНЩИКОВ
 

Комментарии
+10
°
C
+10°
+
Дно
Среда, 05
Четверг
+ +
Пятница
+10° +
Суббота
+ +
Воскресенье
+ +
Понедельник
+ +
Вторник
+ +
Прогноз на неделю







опрос

В Дно возле поликлиники появилась скульптура. Как бы вы ее назвали?
Все опросы