архив новостей

понвтрсрдчетпятсубвск
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      
Главная Город и горожане Застывший хранитель истории
31.07.2014
Просмотров: 819, комментариев: 0

Застывший хранитель истории

 На станцию Дно прибывает очередной поезд. Пассажиры выходят и, заинтересовавшись паровозом в глубине перрона, подходят к нему. На лицевой части памятника скромная надпись: «Паровоз Эм 728-23 установлен в честь революционных, боевых и трудовых традиций дновских железнодорожников». Как и вокзал, он по-своему стал визитной карточкой города Дно. Чем же знаменит паровоз? Почему именно он занял почетное место?

Предыстория
Город Дно, в первую очередь, известен, как крупный железнодорожный узел, через который идут поезда на Калининград, Санкт-Петербург, Прибалтику и многие другие направления. Во-вторых, свою историческую известность Дно получил после событий, произошедших в марте 1917-го, когда дновские железнодорожники, изменив маршрут царского поезда, круто повернули ход истории России в целом. 
Наверное, именно с этого момента и стоит начать рассказ о «музее под открытым небом», как иначе называют паровоз Эм 728-23. Как поведала заведующая музеем локомотивного депо Галина Колодина, данный экспонат является модернизированной копией паровоза, который в 1917 году дновские железнодорожники пустили навстречу литерному поез-ду, чтобы тем самым преградить путь императорскому составу. 
Паровозы серии «Э» по проекту конструктора Лопушинского начали выпускаться в 1912 году. Выпуск продолжался на протяжении 39 лет, по 1957 год включительно. До 1922 года по предложению В.И. Ленина в Германии и Швеции было заказано более тысячи паровозов серий «Эг» и «Эш». А в 1931-1934 гг. выходит серия «Эм» (эксплуатационный модернизированный). 
На легендарном паровозе
Думаю, не ошибусь, если скажу, что имя Валентина Васильевича Семенова многим известно в городе Дно.  Машинист-инструктор, делегат XXIII съезда КПСС, в 1959 году по направлению депо в числе первой группы он едет на переквалификацию на машинис-тов тепловозов в министерскую школу Ховрино под Москвой. 
Наша встреча происходит непосредственно у «музея под открытым небом». Жаркое июльское солнце беспощадно печет уже с утра. Поэтому мы заходим в тень паровоза, где машинист, словно и не было прожитых лет, со всеми подробностями рассказывает о своем «товарище».
«В 1947 году бригада паровоза ЭМ 728-23 по решению комитета депо была преобразована в комсомольско-молодежный коллектив. С него и начался мой трудовой путь, когда в 1950 году я пришел работать помощником машиниста. Старшим машинистом тогда был Александр Климин, машинистами – Александр Николаев и Владимир Александров, помощниками – я, Владимир Балабин, Аверьян Иванов, кочегарами – Михаил Синев, Петр Иванов и Александр Иванов. 
Роль помощника была очень важной. Сейчас все проще стало. А тогда необходимо было, во-первых, обеспечить пар, а для этого надо следить, чтобы в котле постоянно была вода. Это целое искусство – вести паровоз, не только для машиниста, но и для помощника, для кочегара. Например, управление тормозами кажется на первый взгляд мелочью, а ведь именно от этого напрямую зависит экономия топлива и своевременное прибытие к пункту назначения. Кочегару – равномерно разбросать уголь по топке. А за поездку по пятнадцать тонн угля сжигали. Вот и попробуй за сутки его перелопатить… Сейчас не нашлось бы любителей на паровозе работать. Да и тогда были такие случаи: доедем до Оредежа, а обратно – ни в какую, люди просто уходили, не выдерживали. А в месяц тогда делали по 26 поездок, страну-то после войны надо было восстанавливать.
Позже были паровозы «Серго Орджоникидзе» и серии «Л» -– «лебедянки» (названные в честь конструктора Лебедянского). А уже потом перешли на тепловозы». 
Храня память
Благодаря инициативе председателя райисполкома Виктора Ивановича Петропавловского, председателя совета ветеранов локомотивного депо Владимира Ивановича Миронова (на фото – первый справа), руководителя музея локомотивного депо Ивана Михайловича Латковского (второй слева) 5 августа 1990 года в 11:00 паровоз Эм 728-23 был установлен на перроне железнодорожного вокзала, как память о «революционных, боевых и трудовых традициях дновских железнодорожников».  
«...Мощный подъемный кран бригады восстановительного поезда раздельно, по частям водрузил на железнодорожное полотно сначала угольный тендер, а затем и ведущую часть паровоза  Эм-728-23. Вся технологическая операция заняла немногим более часа. А предшествовала ей большая подготовительная работа по реконструкции машины, решению организационных и других вопросов. В этом самое активное участие принимали ветераны локомотивного депо А.А. Мялло, Е.С. Спиридонов, А.А. Ромочкин, В.А. Ходынский. Е.Ф. Бойцов, рабочие Л.И. Наумова, Н.А. Васильева, И.С. Миронова, художники Н.А. Снеткова, А.Г. Бугай и многие другие» (В.И. Миронов, «Маршрут длиною в 100 лет», Псков, 1997). 
Ровно 24 года паровоз украшает станцию Дно. И поверите ли, когда приходится у знакомых спрашивать: «Случалось ли бывать в Дно?», они обычно переспрашивают: «Там на перроне паровоз стоит?»
Петр РОМЫСЛОВ
 
Валентин Васильевич Семенов
 
 
Делегация Совета ветеранов локомотивного депо 
на открытии 5 августа 1990 года
 
Фото автора и из архива 
музея локомотивного депо
 
Автор благодарит Галину Колодину за предоставленные фотографии и информацию.
 
Комментарии
+10
°
C
+10°
+
Дно
Среда, 05
Четверг
+ +
Пятница
+10° +
Суббота
+ +
Воскресенье
+ +
Понедельник
+ +
Вторник
+ +
Прогноз на неделю







опрос

В Дно возле поликлиники появилась скульптура. Как бы вы ее назвали?
Все опросы