24.07.2015
Просмотров: 4414, комментариев: 3
Тайна дновских вокзалов
В год нынешний, 2015, исполняется 90 лет со дня присвоения населённому пункту Дно статуса города. Расположенный на перекрёстке железных дорог, он и в гербе своём соединил воедино схематически пересекающиеся железнодорожные пути и здание красавца-вокзала.
А вокзал у нас действительно красив – двухэтажное здание, построенное в стиле сталинского ампира с огромными арочными окнами, украшенная лепниной башня, из многозубчатой короны которой высоко в небо взметнулся шпиль, увенчанный гербом.
Построенный в 1952 году дновский вокзал является украшением не только нашего города, но, не побоюсь такого сравнения, и всей Октябрьской железной дороги. Говорят, что всего подобных вокзалов несколько, вроде бы четыре. Приводят, как пример, вокзалы Волховстроя, Волгограда. Но не такие они, не такие. Разве что имеют шпиль. Нет той величественнос-ти, и в то же самое время грациозности.
Что же толкнуло меня к написанию данного материала?
Захотелось восстановить историческую справедливость, приподнять очередную пелену тайны истории дновских вокзалов, так как в источниках много неточностей.
Основным краеведческим источником по истории города Дно является книга нашего земляка Сергея Мельникова «Дно». Она вышла в свет двумя изданиями – в 1980 и 1989 годах. Но и в том и в другом изданиях о дновском вокзале написано так:
«... Строительство паровозного депо станции Дно началось в 1894 году и было закончено в 1897-м ... Деревянный вокзальчик построили к северу от станционных путей (рядом с нынешней автостанцией). Появились станционные здания, пакгауз, водокачка. Рядом с вокзалом вдоль путей протянулась единственная улица пристанционного посёлка, как бы в насмешку названная Невским проспектом. Поскольку крупных водоёмов в Дно нет, то «по отдалённости достаточно обильных живых источников», как выразилась приёмная комиссия, была пробурена артезианская скважина...»
И чуть далее:
«... в 1901 году открылось движение на юг – до Новосокольников. В Дно прибавилось разъездных путей. Был построен новый вокзал. Он встал между двумя рядами путей бологовского и витебского направлений...».
Книга иллюстрирована фото-графией вокзала (фото 1), которая подписана «Станция Дно начала XX века»
В 1997 году к столетнему юбилею локомотивного депо станции Дно в свет вышла книга Владимира Ивановича Миронова – ветерана-железнодорожника «Маршрут длиной в 100 лет», в которой автор воспроизводит яркие страницы истории и современности не только локомотивного депо, но и города Дно. В одной из глав («Новая станция») он пишет:
«...Тогда же был построен и первый вокзальчик – маленький, деревянный, но необыкновенно привлекательный по внешнему виду. Недаром даже в Петербурге продавались серийные фотооткрытки с надписью: «Вокзал станции Дно»...».
И чуть далее, в следующей главе «Первый поезд» о дновских вок-залах автор пишет следующее:
«... Справедливо будет сказать несколько слов и о вокзалах станции Дно. За всю обозримую историю их было несколько. Как мы уже говорили, самый первый вок-зальчик был чисто «декоратив-
ным», символическим, хотя и очень привлекательным. Практических функций он не нес ни для служащих-железнодорожников, ни для пассажиров. Даже начальник станции и его помощник жили по соседству. А находились здесь только дежурные с флажками и телеграфист. На смену этому вок-зальчику пришёл новый – более внушительный и комфортабельный. Настоящий монолит из крас-ного кирпича с тремя башенками и вокзальными часами. Кстати, закончили его строительство к началу 1916 года. В сооружении участвовали не только квалифицированные рабочие, крестьяне близлежащих деревень, но и пленные солдаты-австрийцы. Были здесь залы ожидания первого и второго классов, ресторан и буфет, а отправлялись пассажирские поезда по сигналу большого медного колокола. В годы Великой Отечественной войны вокзал был полностью разрушен, а новый, который поднимает свой шпиль к небу, и такой знакомый каждому дновцу, появился уже в 50-х годах. Большой и красивый, он стал не только символом, но и визитной карточкой города...».
Имеется в книге и иллюстрация (фото 2), подписанная как вокзал станции Дно, 1918 год.
В 2012 году в журнале «Филокартия» №3 (28) коллекционер старинных открыток А.М. Махов из
г. Питсбург (США) опубликовал большую статью «Дно» в рубрике «Селения на старинных открытках», где опубликовал все семь выпусков открыток с видами Дно, изданные контрагентством А.С. Суворин и Ко в 1911 – 1917 гг. и отпечатанные в фототипии Шерер, Набгольц и Ко в Москве.
Также автор пишет:
«...В 1897 году был построен первый дновский вокзал – деревянное миниатюрное здание, в котором размещались дежурные по станции и телеграфист...». Иллюстрацией приведена фотография (фото 1).
Чуть далее:
«... Между двумя рядами железнодорожных путей витебского и бологовского направлений строится здание нового вокзала из крас-ного кирпича с башенками и часами, залами ожидания первого и второго классов, рестораном и буфетом. В годы Великой Отечественной войны вокзал был полностью разрушен. В 50-е гг. XX века был построен третий вокзал...».
Именно тогда, в 2012 году, пос-ле прочтения материалов русского коллекционера открыток и фотографий, проживающего в Америке, захотелось мне установить истину – сколько же на самом деле у нас было вокзалов? Как они выглядели? Где они располагались?
Цель была поставлена. Оставалось дело за малым – провести глубокое исследование.
Фотография железнодорожного вокзала, на фоне которого расположилась группа железнодорожников, опубликованная в книге В.И. Миронова «Маршрут длиной в 100 лет» и подписанная, как вок-зал станции Дно 1918 год у меня в моем домашнем архиве была.
И, надо сказать, действительно, на фотографии вокзал выглядел очень внушительно – каменный, с множеством окон, с башенками...
К концу 2012 года мой архив пополнился и оригиналами всех семи выпусков открыток с видами Дно, изданных в 1911 – 1916 гг., про которые писал американский коллекционер. (Здесь хочется особо отметить, что мне удалось достать некоторые открытки, содержащие текст письма. Так в одной из открыток имеется такой текст: «Нюша, милая моя, шлю тебе сердечный привет изъ станции Дно. На етой несчас-ной станции мне пришлось ждать поезда аж 11 часов…»). Была среди них и открытка с видом вокзала, изданная в 1913 году, про который и Миронов В.И., и Махов А.М. писали, как о маленьком, деревянном, необыкновенно привлекательном по внешнему виду, декоративном, символическом, миниатюрном.
Казалось, чему бы сомневаться – вот он первый вокзал, вот второй... Но червячок сомнений был какой-то... И, как оказалось, не зря.
В 2013 году, работая с фондом железнодорожных акционерных обществ и товариществ Российского Государственного Исторического Архива (ф.350, оп.26, оп.66 Московско-Виндаво-Рыбинская железная дорога) обнаружил интересный документ, на котором была фотография вокзала и чертёж, подписанный, как вокзал станции Новосокольники (фото 3). Если внимательно присмотреться, то будет видно, что центральная часть вокзала Новосокольников (между башенок) похожа на часть вокзала Дно с фотографии №2, а в левом и правом флигелях новосокольничес-кого вокзала можно рассмотреть и дновский маленький, декоративный вокзальчик, как на фотографии №1.
Уже тогда у меня закралась мысль – а не один ли это вокзал, только снятый с разных ракурсов?
Но это были лишь догадки, и не более того...
Летом 2014 года ко мне на работу зашла хранительница деповского музея и музея РКЦ Галина Ивановна Колодина. Как обычно, мы стали рассказывать друг другу о наших исторических находках и исследованиях – кто, что узнал из истории Дно, кто, что нашёл или приобрёл.
И тут Галина Ивановна достала из папки фотографию вокзала 1916 года, сделанную с углового ракурса, фотографию, которая сразу всё расставила по своим местам (фото 4). Действительно, дновский вокзал был как брат-близнец похож на новосокольнический вокзал.
Получалось, что открытка, изданная контрагентством Суворина и Ко представляла наш вокзал с торца, его флигельную часть, а фотография с железнодорожниками на фоне вокзала – его фасадную часть. Совпадало всё – количество окон, оконные переплеты, расположение шпилей на башенках, филигранно выпиленные украшения на мезонине. А если учесть то, что движение на линии Петербург – Витебск Московско-Виндаво-Рыбинская железной дороги было полностью открыто 1 авгус-та 1904 года, а открытие движения и ввод в эксплуатацию железнодорожного участка Дно – Новосокольники было 11 сентября 1901 года, то следует логический вывод, что этот вокзал был открыт в 1901 году, о чём и писал в своей книге С. Мельников.
Но тогда что же представлял из себя первый вокзал? Неужели его фотографию нигде невозможно найти?
Осень 2014 года принесла ещё одно открытие.
В это время на площадке одного из зарубежных аукционов я познакомился с жителем Санкт-Петербурга Игорем Тимофеевым, коллекционером старых фотографий с видами зданий и сооружений Октябрьской железной дороги, подвижного состава 1920 – 1970 гг. Как обычно, слово за слово, завязалась беседа, в ходе которой рассказал ему о наших вокзалах, которые в одночасье из двух превратились в один. Решили искать совместно, как выглядел самый первый дновский вокзал...
В моём домашнем архиве была еще одна очень интересная фотография, имеющая подпись «Общiй видъ ст. Дно» (фото 5).
Подарил мне её В.И. Миронов. Эту же фотографию он привёл в качестве иллюстрации и в своей книге. На фотографии изображено несколько зданий (дальнее с платформой, обнесённой перилами) и водокачкой вдали. Решил показать её Санкт-Петербургскому исследователю.
Спустя какое-то время получаю от него ответ – самое дальнее здание рядом с водокачкой, перед которым выстроена платформа с лесенками и перилами – это и есть самый первый дновский вокзал Бологое – Псковской железной дороги! Всё совпадало с текстом книги С. Мельникова «Дно»:
«... Деревянный вокзальчик построили к северу от станционных путей (рядом с нынешней автостанцией). Появились станционные здания, пакгауз, водокачка. Рядом с вокзалом вдоль путей протянулась единственная улица пристанционного посёлка...»
Теперь оставалось выяснить послевоенную судьбу вокзалов.
На аэрофотосъёмке Дно, выполненной лётчиками Люфтваффе 24 февраля 1944 года с высоты 6800 метров на фоне заснеженного города просматриваются разрушенное здание вокзала, взорванный переходной мост через железнодорожные пути (в моём домашнем архиве есть фотография взорванного переходного моста, сделанного воинами освободителями 24 февраля 1944 г. (фото 6).
Аэрофотосъемку технически невозможно опубликовать в газете (при увеличении, когда все это можно увидеть, нет той чёткости и контрастности, необходимых для печати), но видно, что вокзал был расположен несколько левее (если на него смотреть со стороны ул. Ленина), поближе к переезду, соединяющему улицы Крестьянская и Калинина, переходной мост находился практически на том же самом мес-те, что и нынешний, а от фабрики-кухни можно было попасть на улицу Советскую через ещё один переезд. Кадр аэрофотосъемки можно посмотреть
здесь.
Теперь надо было найти фотографию вокзала, который функционировал в послевоенное время до момента постройки нынешнего вокзала.
И такая фотография нашлась – маленький бревенчатый домик (фото 7). На переднем плане этой фотографии машинист Денисов Николай Максимович. А вот позади него слева и есть третий дновский железнодорожный вокзал.
Вот так в канун 90-летнего юбилея нашего города удалось раскрыть тайну наших дновских вокзалов.
А на днях на одном из зарубежных аукционов букинист из Тель-Авива (Израиль) выставил на продажу «Альбом исполнительных чертежей Бологое-Псковской железной дороги» СПб. Товарищество Художественной Печати, 1900 г, 125 стр., альбомный формат, состояние хорошее, требуется переплёт.
Думаю, в альбоме том, много чего есть интересного, в том числе и схемы станции с расположением вокзала и других строений, но... О цене лучше умолчу, дабы не травмировать психику земляков...
Напоследок хочу обратиться ко всем читателям газеты «Дновец». Если у вас есть фотографии с видами города, фотографии, на которых запечатлены какие-то исторические моменты, и вы считаете, что эти фотографии не представляют для вас никакой ценности, что они вам не нужны – не выбрасывайте их. Я с огромной радостью приму их у вас, сохраню, и в дальнейшем они когда-нибудь найдут своё применение в одном из моих материалов, посвященных истории города Дно и района.
С. ЕГОРОВ
Член Российского военно-исторического общества,
редактор «Книги Памяти. Т. 13. Дновский район»
Комментарии
Спасибо за интересную историю Дновских вокзалов. Прочитал с большим интересом , хотя я и не являюсь жителем вашего города. В 70-х годах я часто бывал в Дно ( ездил на каникулы на ст. ВЯЗЬЕ ).Хотелось бы узнать историю вокзала на ст. ВЯЗЬЕ.Ведь Вы ,наверное видели развалины этого здания .
Спасибо автору - исследователю. Очень познавательно.
Спасибо за великолепную статью. Пишу очерк о своей малой родине - Дно для учащихся школы, где сейчас работаю. Хочу приложить кроме фотографии вокзала детский рисунок, который каждый ребенок нашего города хоть раз рисовал в детском саду или начальной школе после экскурсии на ВОКЗАЛ. Буду благодарна откликнувшимся.
Майя Дмитриева
maya_dm@mail.ru
Оставить комментарий