Интервью
- Валентина Тюрина: "Мы открыты для предложений"
- Роман Лазарчук: жизнь в спорте
- Владимир Петров: "Если не мы..."
- УПФР: вопросы и ответы
- Когда многое решают кадры
- От «Каскада» до «Пскова»
- Об успехах личного состава, дновских наркоторговцах и интернет-мошенниках
- Как проходит медосмотр и что такое группы здоровья?
фотогалерея
Главная Город и горожане С праздником, город
03.08.2015
Просмотров: 2567, комментариев: 0
С праздником, город
«Если шутники подсмеиваются над названием нашего города, терпеливо улыбайтесь: имя, как имя, оно пришло к нам через века. Но если станут смеяться над городом, защищайте его: Дно в истории известен».
Из книги Сергея Мельникова «Дно»
Давным давно…
Впервые деревни Дно и Дно Малое упоминаются в новгородских Писцовых книгах начала XVI века, но основаны они, конечно, были намного раньше. В более поздних записях Дно Малое уже не фигурирует, а Дно Большое именуется «сельцом». В течение нескольких столетий сельцом оно и оставалось и, кто знает, может было бы деревней и по сей день. Изменила тихую деревенскую жизнь железная дорога.
Что интересно – когда Московско-Виндаво-Рыбинское акционерное общество решило строить новую железнодорожную ветку, соединяющую Бологое и Псков, станции Дно в проекте не было, только Старая Русса и Порхов. Но когда началось строительство, выяснилось, что тогдашним паровозам без экипировки (то есть дозаправки топ-ливом, водой, песком) невозможно преодолеть расстояние между этими двумя станциями. Было принято решение построить еще одну станцию – в окрестностях деревни на р. Полонке. Но тогдашний владелец земельного участка отказался его продать. Согласие было достигнуто с дновским помещиком Ноинским. Этот факт, собственно, и предопределил дальнейшую судьбу деревни Дно… Проживало в ней тогда около 500 человек.
Строительство паровозного депо ст. Дно началось в 1894 году и было закончено в 1897-м. Дновское депо относилось к главным: здесь можно было производить капитальный ремонт паровозов. Помимо паровозного депо, наш железнодорожный узел имел малые паровозные мастерские, пассажирскую и товарную платформы, водоемное здание, гидравлические краны, деревянный вокзал, Дом санитарной службы, Дом отдыха паровозных бригад,
7 жилых домов для служащих. Рядом с вокзалом вдоль путей протянулась единственная улица прис-танционного поселка, как бы в насмешку названная Невским проспектом…
24 ноября 1897 года на станции Дно было открыто пассажирское и товарное движение поездов. И потянулись из ближайших деревень обнищавшие крестьяне: одни учились слесарному делу, другие становились стрелочниками, третьи – путейцами. К 1911 году поселок Дно насчитывал уже 1750 жителей.
Ветер перемен
Известным в истории г. Дно стал во многом благодаря Октябрьской революции и предшествующим ей событиям. В ответ на расстрел рабочих Санкт-Петербурга в 1905 году дновские железнодорожники объявили забастовку и собрали средства для помощи семьям, пострадавшим от расстрела. «Вторая волна» забастовок и стачек началась в 1914 году, после начала Первой Мировой войны. Ну и, конечно, более всего прославившая наш город остановка царского поезда… Теперь, почти сто лет спустя, все по-разному относятся к этому. Кто-то по-прежнему считает, что дновские железнодорожники 1 марта 1917 года совершили подвиг. А для кого-то это повод для молитвы и покаяния… А что думаете вы, уважаемые читатели?
Гражданская война в Дно давала о себе знать эшелонами «хлебных маршрутов», холостыми залпами охраны, отгонявшей мешочников, ночными перестрелками с бандитами, походами продотрядов, тифом. Да еще в 1922 году появился на площади обелиск над братской могилой, где ранее были захоронены погибшие матросы с революционного бронепоезда. В это же трудное для страны время в депо были созданы и окрепли профсоюзная и комсомольская организации.
Город есть!
Свершилось! В 1925 г. Дно – волостной центр Порховского уезда – получил статус города. Протянув на четыре стороны рельсы, город притянул к себе окружающие территории. Еще два года он административно подчинялся уездному городу, но экономически уже спорил с ним. В 1927 году Дно становится районным центром. Незадолго до этого в Дно был построен рабочий поселок «Ковылкино».
Железная дорога, как и сейчас, разделяла город на северную (городскую) и южную (железнодорожную) стороны. В ночь со 2 на 3 октября 1923 г. в городе произошел ужасный пожар, и южная окраина (более 300 домов) полностью выгорела. Сотни рабочих остались без жилья. Тогда начальником Северо-Западной железной дороги (впоследствии ее переименовали в Ленинградскую, потом в Октябрьскую) работал Степан Терентьевич Ковылкин.
Он принял решение построить на месте пожарища поселок для железнодорожников и взял строительство под свой личный конт-роль. За год были отстроены деревянные дома на ул. Ленина и ул. Дзержинского. И чтобы увековечить вклад Степана Ковылкина в развитие города, в 1925 году в Дно была построена памятная арка – на том месте, где сейчас пересекаются ул. Ленина и Комсомольская. Решение было принято на сессии городского совета.
На станцию прибывали новые паровозы, закупленные в Германии и Швеции. В 1927 году выпустила первых специалистов-железнодорожников школа ФЗО.
А вот городское хозяйство, не относящееся к железной дороге, было невелико: мельница, лесопилка, кузница, несколько десятков кустарей-ремесленников… Чтобы город мог с наибольшей полнотой соответствовать своему назначению, за годы первой пятилетки предстояло построить кирпичный завод, льнозавод, молокозавод, типографию, открыть сапожную, валяльную, швейную мастерские и многое другое. И ведь построили! Жаль, что в городском архиве (он ведется только с 1957 года) не удалось выяснить хронологию этого грандиозного строительства.
30-е г. в Дновском районе ознаменовались присоединением железнодорожников к стахановско-кривоносовскому движению (очень быстро привычными стали поезда, вес которых достигал 3000 тонн и больше) и… коллективизацией. Последняя страничка в нашей истории вызывает не меньше споров, чем остановка царского поезда, но, тем не менее, имеет место быть. В 13 сельсоветах было организовано 130 колхозов, некоторые из них незадолго до Великой Отечественной войны являлись кандидатами на Всесоюзную сельскохозяйственную выставку.
А еще 1932 году в городе был построен железнодорожный клуб – настоящий дворец культуры с двумя зрительными залами (один на 750 мест, с балконом и вращающейся сценой!), библиотекой, спортзалом, биллиардной, многочисленными комнатами для работы кружков. Под этой же крышей помещался и Дом техники, где можно было получить железнодорожную специальность. Директором дома техники был Матвей Иванович Тимохин – будущий комиссар партизанского отряда «Дружный».
Ну и напоследок – немного статистики: перед началом Великой Отечественной войны в Дновском районе проживало 40 тысяч человек…
Сороковые роковые…
Как вместить многочис-ленные исторические факты в скупые газетные строки? О том, какие подвиги совершали дновцы в годы войны, как бедствовало мирное население во времена фашистской оккупации – об этом можно не одну книгу написать. И написали… до меня. Да и я неоднократно освещала в газете некоторые забытые страницы истории. Стоит ли повторяться?
И если повторяться – то на чем заострить внимание? Что в первые же дни войны многие дновские железнодорожники ушли на фронт добровольцами? Что более 20 человек из них погибли в блокадном Ленинграде, более 60 – на фронтах Великой Отечественной, в партизанских отрядах, расстреляны фашистами за подпольную работу, и еще столько же отдали жизни на трудовом фронте в тылу? Или перейти на личности – вспомнить имена наших земляков – Героев Советского Союза, под-виг Арнольда Мери? Еще раз воспроизвести горькую историю «Каменной
лавки»?
Или рассказать историю из жизни? Расскажу, пожалуй. Накануне 9 Мая меня попросили оформить фотографию для акции «Бессмертный полк». Фотографию я оформила – «приклеила» на нее георгиевскую ленточку, написала анкетные данные героя. И потом… увидела эту фотографию на стенде в музее локомотивного депо. Оказалось, что старший сержант Иван Петрович Тимофеев – не просто участник Великой Отечественной войны, он еще и участник освобождения нашего города! А после войны много лет работал на железной дороге.
Разбегаются мои мысли. Одно только хочется сделать: почтить минутой молчания память павших в борьбе с фашизмом. И до земли поклониться героям живым…
Дороги в будущее
Если до войны в Дно проживало почти 15 тысяч жителей, то в первые дни после освобождения их насчитывалось едва ли несколько сотен. В развалинах лежали локомотивное депо, Дом культуры железнодорожников, вок-зал. Из 165 дновских деревень – 91 сожжена немцами. Израненный край нужно было возрождать заново.
В восстановлении железнодорожного узла принимало участие все взрос-лое население Дно. Вновь прибывшие селились в уцелевших деревянных домиках человек по 20-30, рыли землянки. Работать приходилось под бомбежками. И 4 апреля – через месяц с небольшим после освобождения города – через станцию пошли поезда. Восстановительные работы велись поэтапно, но уже в 1946 году депо стало основным ремонтным депо на Ленинградской железной дороге. Родина оценила этот самоотверженный труд: в 1947 году 14 работников Дновского железнодорожного узла были награждены орденами и медалями, 119 – значками «Почетный железнодорожник», «Отличный восстановитель», «Отличный движенец», 1756 человек получили благодарности.
В городе жизнь тоже постепенно входила в мирную колею. В 1946 году все горожане из землянок были переселены в дома, а спустя еще два года дновцы восстановили 92% довоенной жилой площади. В 1952 году был построен новый железнодорожный вокзал – тот, что по сей день является символом нашего города. К 1953 году в Дно работали 11 промышленных предприятий, 2 больницы, 2 средние школы, детский дом и детский сад, 2 клуба и кинотеатр, десятки магазинов и ларьков.
К концу 50-х гг. город, по признанию старожилов, стал еще краше, чем прежде. Восстановлен молокозавод, построен завод по первичной обработке льна и большой цех ленинградского объединения «Электросила» (в то время он выпускал детали для стиральных машин). Были заново построены три средние школы, клуб им. Дзержинского, городские и железнодорожные больницы и поликлиники, жилые дома, стадион.
В 1965 году в городе были установлены мемориальные доски в честь наших земляков – Героев Советского Союза, а в 1969 году началось присвоение звания «Почетный гражданин г. Дно». Первыми его получили освободители города и участники партизанского движения.
Новый этап
Первый тепловоз ТЭ-3 появился в Дно в 1964 году, в канун двадцатилетия освобождения города от немецко-фашистских захватчиков. Позже прибыли другие тепловозы, и перед депо встал вопрос о реконструкции. Дновцам было предложено наладить агрегатный метод ремонта – с выемкой дизелей – чтобы можно было быстро заменять вышедшие из строя секции. И здесь внес рационализаторское предложение главный инженер депо Семен Зисман, усовершенствовав консольно-поворотный подъемный кран. Вскоре депо ежемесячно стало ремонтировать 22 секции, а еще немного погодя – 36. Такого не было ни на одной железной дороге Советского Союза! Вместе с локомотивным было реконструировано и вагонное депо. А в 1979 году в городе было открыто железнодорожное училище – наша, местная «кузница кадров».
К этому же периоду относится и эстафета трудовых дел к 60-летию Великого Октября: в начале 70-х гг. были построены д/с № 51, м-н «Черемушки», 60-квартирный дом Псковмелиорации. А в 1976 году были сданы 60-квартирный дом завода «Керамит», административно-бытовой корпус завода «Керамит», 4-х квартирный дом Нефтебазы, районная больница.
Эпилог
Дальше, к сожалению, в моем рассказе сплошные «черные дыры и белые пятна». Потому что «современной историей города Дно» комплексно никто не занимается. Возможно, за год или даже за полгода я бы и восстановила «новейшую историю» города Дно… Обаяла бы несговорчивую заведующую архивом (понятно, что у человека полно своей работы, а тут я со своими запросами!), перелистала бы старые газетные подшивки (целый шкаф!), походила бы по уцелевшим предприятиям, расспросила бы старожилов. В собственной бы памяти покопалась… И при этом, чтобы объять необъятное, мне пришлось бы забросить основную работу, да еще и при этом не спать, не пить, не есть. Это одна из причин.
А вторая причина – не хочется мне писать эту самую историю. Даже и без этой страницы мой очерк – словно обвинительный акт (знать бы еще – кому). Две войны пережило родное Дно. И каждый раз отстраивалось заново, становясь еще милей и краше. Даже простая констатация фактов позволяет сделать вывод: в городе бурлила жизнь. Что же случилось – со страной, с городом, со всеми нами? Куда все утекло, как песок сквозь пальцы? И кто виноват – только ли «большие дяди» наверху? Или мы сами тоже что-то упустили – стали равнодушнее, замкнулись в себе?
Ах, город Дно, родной наш юбиляр! Ты пережил две войны, побывал в жерновах Перестройки, поварился в котле недоразвитого капитализма… Хочется верить, что ты стряхнешь с плеч усталость, накопившуюся за девять десятков лет, и ОЖИВЕШЬ. И что дновцы еще впишут свои строки в историю современной России.
С праздником, город. С 90-летием тебя. И пусть все будет ХОРОШО.
Страницы истории листала Любовь ЛАЗУТИНА
Автор благодарит за помощь в подготовке материала Галину КОЛОДИНУ, заведующую музейным отделом РКЦ, и поэта Игоря Фадеева – за моральную поддержку.
В тексте использованы отрывки из книги С. Мельникова «Дно». – Лениздат, 1980 г.
Комментарии
Оставить комментарий