25.05.2015
Просмотров: 1580, комментариев: 0
Монолог
25 мая страна отмечает День филолога, а 2015-й год объявлен Годом литературы. Поэтому собеседник наш сегодня – учитель русского языка и литературы Олеся Кириллова!
Мой педагогический стаж почти 19 лет. Не буду лукавить и говорить, что стать филологом мечтала с детства, потому что им я стала… случайно. Моя детская мечта – учитель в музыкальной школе, но пос-ле окончания музыкального училища и Университета Культуры, кстати, с красным дипломом, оказалось, что в ДМШ места нет, хотя распределение было туда. Направили в Юрковскую школу. Там мне предложили до полной ставки к музыке еще и часы русского языка и литературы, но с условием: поступить на филологический факультет. Я решилась, и не пожалела об этом ни на минуту! К моему счастью, в школе работали люди, которые мне во всем помогали и поддерживали: это Наталья Дончук и моя любимая бабушка Раиса Шпинглис – учитель русского языка и литературы. Благодаря им я и поняла, что филология и есть моя судьба. А музыка всегда будет отличным дополнением и к урокам литературы, и к мероприятиям…
Сейчас среди моих учеников в школе № 50 много тех, которым нравится не только изучать мои предметы, но и сочинять свои произведения, писать научные работы и т. д. А еще есть два ученика, которые решили связать свою судьбу с журналистикой, так что жди, любимый «Дновец», в скором времени молодое пополнение!
Что мне дало филологическое образование? Во-первых, благодаря филфаку я познакомилась с шедеврами мировой литературы и расширила свои познания по истории, так как литература тесно с нею связана. Во-вторых, чтение повышает грамотность, развивает воображение, память и пополняет словарный запас. В-третьих, литература учит видеть в красоте окружающего мира духовное благородство, доброту, честность, учит любить и прощать, сопереживать, разбираться в людях, высказывать свое мнение, помогает самосовершенствоваться и т. д.
Как уже было сказано, я не первый филолог в семье. Именно бабушка для меня была, есть и останется образцом настоящего Учителя и Человека! Бабуля (только так мы ее называли с братом) была очень грамотной, начитанной и мудрой женщиной, готовой всегда прийти на помощь и дать нужный совет… Я до сих пор восхищаюсь ее умением красиво говорить и публично выступать. Никогда она не выступала «по бумажкам» (по несколько часов подряд!), так как считала это неуважением к слушателям. Многому я научилась и у преподавателей филфака, с некоторыми из них и сегодня поддерживаю отношения.
Читать я научилась лет в пять. Раньше читала всю ночь напролет: было свободное время, а сейчас чтение для души – для меня роскошь, хотя читаю каждый день часов по пять. В основном, это книги для работы: и художественная литература, и научная, и методическая и т. д. После филфака мне трудно читать «легкую» литературу, потому что даже в газетных статьях я непроизвольно ищу и средства выразительности, и какие-то подтексты и т. д. Предпочтение отдаю древнерусской литературе и классике. Мои любимые авторы: Н.В. Гоголь, М.А. Булгаков, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, В.М. Шукшин, В.Г. Распутин, В. Быков, С. Есенин, А.С. Пушкин, Н. Рубцов, А. Дементьев и др.
Для того, чтобы анализировать с детьми литературное произведение, его необходимо, как ни странно, прочитать, что в наше время является для многих ребят уже подвигом…
Некоторые предпочитают смотреть фильмы или слушать аудиокниги, но… «Ничто так не портит прочтение книги, как просмотр кинофильма, снятого по ее мотивам», – сказал О. Кузнецов, с которым я полностью согласна. Бесспорно, книга всегда лучше самого дорогого и красочного фильма. Книги, как уже говорилось, повышают грамотность и красноречие, дают волю фантазии и возможность вернуться к прочитанным эпизодам. Книга предлагает подробные описания, а сценарист свободно обращается с текстом. И если человек не читал оригинал, то у него может сложиться неверное представление о произведении, по которому снят фильм…
После чтения текста переходим к его анализу, который является творческим процессом и диалогом учителя и учеников. Анализируя, необходимо помнить, что в произведении нет мелочей! Важны не только сюжет и имена, но и историческая эпоха, и описания, и речь героев, и комментарии, и лексика, и т. д. Только все это вместе и дает нам полное представление об авторской идее. С. Маршак писал: «Литературе нужны как талантливые писатели, так и талантливые читатели…»
Да, я много занимаюсь с учениками исследовательской работой. Темы появляются случайно. Одни связаны с актуальными проблемами, другие возникают
после изученного на уроках материала. Что-то детям я предлагаю сама из того, что мне кажется интересным и мало изученным: «Фразеологические единицы в романе И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев» (Александр Никифоров); «Языковые особенности текстов телевизионной рекламы» (Артем Васильев). Что-то предлагают ученики: «Граффити: искусство или вандализм» (Руслан Коренев); «Газета «Дновец» как зеркало своего времени» (Анна Егорова); «Лингвистические особенности школьных прозвищ» – на материале прозвищ учащихся школы № 50 (Александр Феоктистов). В прошлом году у нас с Елизаветой Тимофеевой одно-временно возникла идея написать работу о гордости нашей дновской земли И.Н. Фадееве «Я поэт районного масштаба…», которая совпала с юбилеем автора. Были работы и о русском мате, и о готах, и про аэродром Гривочки. За 9 лет мы с учениками школы № 50 написали более 30 работ, большая часть из которых занимала призовые места не только на районном этапе НПК «Шаг в будущее», но и на областном. Несколько работ было рекомендовано для участия в Москве, есть публикации в сборниках лучших работ по итогам областного этапа конференции.
Новые технологии стремительно ворвались в нашу жизнь, и сегодня встретить человека с ноутбуком можно чаще, чем человека с книгой. Еще немного, и последних не станет совсем. Не случайно в мире появилось много памятников… читателю! Если раньше русские считались самой читающей нацией в мире, то сейчас читать книги стало немодно. Страшно становится за подрастаю-щее поколение, многие представители которого не могут связать двух слов, грамотно и четко выразить свою мысль. Безграмотность растет катастрофически, происходит засорение русского языка.
2015 год объявлен Годом литературы в России, главной целью которого является привлечение внимания общества к литературе и чтению. С одной стороны, я как филолог, рада этому: по-явится много новых авторов, произведений, будет проведено много выставок, творческих конкурсов. С другой же стороны, крайне удивлена тому, что правительство за год хочет изменить то, что рушилось десятилетиями… Все-таки чтение книг – неотъемлемая часть человеческого бытия. А если таковая часть отсутствует, то что можно изменить за год? Любовь к чтению или есть, или нет. Она закладывается с раннего детства и в семье. Именно родители являются примером для подражания у детей. Нельзя убедить ребенка в том, что чтение необходимо и полезно, если он видит, что домашние предпочитают книге телевизоры и компьютеры. Да и с поваренной книгой или газетой с кроссвордами в руке тоже не привьешь любви к книге.
Но хочется верить, что все-таки отношение к книге должно измениться, и Год литературы положит этому начало, а иначе общество неизбежно ждет деградация. Вечная истина гласит, что человек перестает мыслить, когда перестает читать.
Хочется, чтобы каждый человек осознавал бесценность культурного наследия, подаренного нам нашими предками.
Любовь ЛАЗУТИНА
Комментарии
Оставить комментарий