архив новостей

понвтрсрдчетпятсубвск
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  
       
25.05.2015
Просмотров: 741, комментариев: 0

Монолог

25 мая страна отмечает День филолога, а 2015-й год объявлен Годом литературы. Поэтому собеседник наш сегодня – учитель русского языка и литературы Олеся Кириллова!

Мой педагогический стаж почти 19 лет. Не буду лукавить и говорить, что стать филологом мечтала с детства, потому что им я стала… случайно. Моя детская мечта – учитель в музыкальной школе, но пос-ле окончания музыкального училища и Университета Культуры, кстати, с красным дипломом, оказалось, что в ДМШ места нет, хотя распределение было туда. Направили в Юрковскую школу. Там мне предложили до полной ставки к музыке еще и часы русского языка и литературы, но с условием: поступить на филологический факультет. Я решилась, и не пожалела об этом ни на минуту!  К моему счастью, в школе работали люди, которые мне во всем помогали и поддерживали: это Наталья Дончук и моя любимая бабушка Раиса Шпинглис – учитель русского языка и литературы. Благодаря им я и поняла, что филология и есть моя судьба. А музыка всегда будет отличным дополнением и к урокам литературы, и к мероприятиям…

Сейчас среди моих учеников в школе № 50 много тех, которым нравится не только изучать мои предметы, но и сочинять свои произведения, писать научные работы и т. д. А еще есть два ученика, которые решили связать свою судьбу с журналистикой, так что жди, любимый «Дновец», в скором времени молодое пополнение!
Что мне дало филологическое образование? Во-первых, благодаря филфаку я познакомилась с шедеврами мировой литературы и расширила свои познания по истории, так как литература тесно с нею связана.  Во-вторых, чтение повышает грамотность, развивает воображение, память и пополняет словарный запас. В-третьих, литература учит видеть в красоте окружающего мира духовное благородство, доброту, честность, учит любить и прощать, сопереживать, разбираться в людях, высказывать свое мнение, помогает самосовершенствоваться и т. д.
Как уже было сказано, я не первый филолог в семье. Именно бабушка для меня была, есть и останется образцом настоящего Учителя и Человека! Бабуля (только так мы ее называли с братом) была очень грамотной, начитанной и мудрой женщиной, готовой всегда прийти на помощь и дать нужный совет… Я до сих пор восхищаюсь ее умением красиво говорить и публично выступать. Никогда она не выступала «по бумажкам» (по несколько часов подряд!), так как считала это неуважением к слушателям. Многому я научилась и у преподавателей филфака, с некоторыми из них и сегодня поддерживаю отношения.
Читать я научилась лет в пять. Раньше читала всю ночь напролет: было свободное время, а сейчас чтение для души – для меня роскошь, хотя читаю каждый день часов по пять. В основном, это книги для работы: и художественная литература, и научная, и методическая и т. д. После филфака мне трудно читать «легкую» литературу, потому что даже в газетных статьях я непроизвольно ищу и средства выразительности, и какие-то подтексты и т. д. Предпочтение отдаю древнерусской литературе и классике. Мои любимые авторы: Н.В.  Гоголь, М.А. Булгаков, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, В.М. Шукшин, В.Г. Распутин, В. Быков, С. Есенин, А.С. Пушкин, Н. Рубцов, А. Дементьев и др.
Для того, чтобы анализировать с детьми литературное произведение, его необходимо, как ни странно, прочитать, что в наше время является для многих ребят уже подвигом… 
Некоторые предпочитают смотреть фильмы или слушать аудиокниги, но… «Ничто так не портит прочтение книги, как просмотр кинофильма, снятого по ее мотивам», – сказал О. Кузнецов, с которым я полностью согласна. Бесспорно, книга всегда лучше самого дорогого и красочного фильма. Книги, как уже говорилось, повышают грамотность и красноречие, дают волю фантазии и возможность вернуться к прочитанным эпизодам. Книга предлагает подробные описания, а сценарист свободно обращается с текстом. И если человек не читал оригинал, то у него может сложиться неверное представление о произведении, по которому снят фильм…
После чтения текста переходим к его анализу, который является творческим процессом и диалогом учителя и учеников. Анализируя, необходимо помнить, что в произведении нет мелочей! Важны не только сюжет и имена, но и историческая эпоха, и описания, и речь героев, и комментарии, и лексика, и т. д. Только все это вместе и дает нам полное представление об авторской идее. С. Маршак писал: «Литературе нужны как талантливые писатели, так и талантливые читатели…»
Да, я много занимаюсь с учениками исследовательской работой. Темы появляются случайно. Одни связаны с актуальными проблемами, другие возникают 
после изученного на уроках материала. Что-то детям я предлагаю сама из того, что мне кажется интересным и мало изученным: «Фразеологические единицы в романе И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев» (Александр Никифоров);  «Языковые особенности текстов телевизионной рекламы» (Артем Васильев). Что-то предлагают ученики: «Граффити: искусство или вандализм» (Руслан Коренев); «Газета «Дновец» как зеркало своего времени» (Анна Егорова); «Лингвистические особенности школьных прозвищ»  – на материале прозвищ учащихся школы № 50 (Александр Феоктистов). В прошлом году у нас с Елизаветой Тимофеевой одно-временно возникла идея написать работу о гордости нашей дновской земли И.Н. Фадееве «Я поэт районного масштаба…», которая совпала с юбилеем автора. Были работы и о русском мате, и о готах, и про аэродром Гривочки. За 9 лет мы с учениками школы № 50 написали более 30 работ, большая часть из которых занимала призовые места не только на районном этапе НПК «Шаг в будущее», но и на областном.  Несколько работ было рекомендовано для участия в Москве, есть публикации в сборниках лучших работ по итогам областного этапа конференции.
Новые технологии стремительно ворвались в нашу жизнь, и сегодня встретить человека с ноутбуком можно чаще, чем человека с книгой. Еще немного, и последних не станет совсем. Не случайно в мире появилось много памятников… читателю! Если раньше русские считались самой читающей нацией в мире, то сейчас читать книги стало немодно. Страшно становится за подрастаю-щее поколение, многие представители которого не могут связать двух слов, грамотно и четко выразить свою мысль. Безграмотность растет катастрофически, происходит засорение русского языка.
2015 год объявлен Годом литературы в России, главной целью которого является привлечение внимания общества к литературе и чтению. С одной стороны, я как филолог, рада этому: по-явится много новых авторов, произведений, будет проведено много выставок, творческих конкурсов. С другой же стороны, крайне удивлена тому, что правительство за год хочет изменить то, что рушилось десятилетиями… Все-таки чтение книг – неотъемлемая часть человеческого бытия. А если таковая часть отсутствует, то что можно изменить за год? Любовь к чтению или есть, или нет. Она закладывается с раннего детства и в семье. Именно родители являются примером для подражания у детей. Нельзя убедить ребенка в том, что чтение необходимо и полезно,  если он видит, что домашние предпочитают книге телевизоры и компьютеры. Да и с поваренной книгой или газетой с кроссвордами  в руке тоже не привьешь любви к книге.
Но хочется верить, что все-таки отношение к книге должно измениться, и Год литературы положит этому начало, а иначе общество неизбежно  ждет деградация. Вечная истина гласит,  что человек перестает мыслить, когда перестает читать.
Хочется, чтобы каждый человек осознавал бесценность культурного наследия, подаренного нам нашими предками.
Любовь ЛАЗУТИНА
 
Комментарии
+10
°
C
+10°
+
Дно
Среда, 05
Четверг
+ +
Пятница
+10° +
Суббота
+ +
Воскресенье
+ +
Понедельник
+ +
Вторник
+ +
Прогноз на неделю







опрос

В Дно возле поликлиники появилась скульптура. Как бы вы ее назвали?
Все опросы