архив новостей

понвтрсрдчетпятсубвск
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
       
07.07.2015
Просмотров: 2222, комментариев: 0

Каменная лавка

9 июля в 11 00 в г. Дно (ул. Невская) состоится открытие памятника на месте первой бомбежки города.

    70 лет на месте трагедии не было ничего. Вернее - заросшая канава, ржаво-коричневая  водопроводная труба,  свалка мусора. Затем появилась просьба ветеранов железнодорожного транспорта (в частности, Николая Харламова) и старожилов г. Дно увековечить памятное место, где 9 июля 1941 года в 11.45 погибли более 100 человек – в основном, женщины, старики и дети. Все они стояли в очереди за рыбой и хлебом в железнодорожный магазин  «Каменная лавка».
     «В тот день в «Каменную лавку» с утра завезли рыбу. К двенадцати должны были привезти хлеб. Так как рыбу давали по одной на человека, то все старались привести с собой в магазин как можно больше домочадцев. Это был рабочий день – взрослые работали, а в очереди стояли бабушки с многочисленными внуками, многие дети занимали очередь одни. Было 11.45. Фашистский самолёт начал скидывать бомбы на паровозное депо, железную дорогу и попал в магазин», - рассказывает заведующая музейным отделом Дновского Районного культурного центра Галина Ивановна Колодина.
     На пожелание ветеранов-железнодорожников откликнулись члены инициативной группы. Диана Деева, председатель профкома сервисного локомотивного депо Дно – Псковское, вместе с Галиной Колодиной, зав. музейным отделом РКЦ, буквально прочесали весь город, отыскивая очевидцев трагедии или тех, кто знал о ней по рассказам старших. Нашли. Систематизировали информацию. Оформили документы. Собрали денежные средства. Предприятия Октябрьской железной дороги выделили около 700 тыс. рублей, 21 тысячу рублей собрали на памятник сами дновцы.

   Инициативу дновских железнодорожников поддержали не только дновцы и местные предприятия (сервисное локомотивное депо, ПЧ-21), но и Администрация городского поселения «Дно», Администрация Дновского района, Губернатор Псковской области Андрей Турчак. Во время рабочей поездки в Дно Андрей Анатольевич осмотрел ход работ и пообещал оказать содействие в ремонте перекрестка ул. Невской и Бисениек.  

Из воспоминаний очевидцев

Антонина Васильева (Поварёнкова):

«Мама ушла занимать очередь за рыбой и хлебом, мы с братом и сестрой были дома, народу около магазина оказалось очень много, мама заняла очередь и пошла за нами домой. Она успела миновать железнодорожную баню, когда раздался страшный взрыв. Осколки, земля и кровавые останки тел покрыли всю округу. Без оглядки, оглушенная, мама бросилась домой, потому что самолет полетел в сторону д. Суки, а жили мы на ул. Круговой. Навстречу ей бежали работники вагонного депо на помощь пострадавшим. Наспех собравшись, мы отправились в деревню Телепнёво. Но там ужасы войны нас не оставили, за нашим двором немцы складывали мёртвых солдат и мирных жителей. К магазину перед взрывом подходила моя подруга Тася Барминова с мамой, ей оторвало пятку. Она выжила».

Николай Харламов:

«Мы с сестрой Леной пришли за хлебом. Жара стояла градусов 30. Место около магазина «Каменная лавка» было открытым, я сидел на ступеньках магазина и качал ногами. Леночка несколько раз отправляла меня надеть майку, переживала, что я обгорю на солнце. Наконец она победила, я нехотя пошёл домой одеваться. Летел самолёт, через несколько минут раздался страшный взрыв. Лишь вечером я увидел Леночку, вернее ее тело без ног, она лежала в нашем саду под яблоней. Лена Банникова 16-ти лет, только перед войной закончила с отличием школу».

Галина Кибирева (Филюхина):

«8 июля 1941 года мы с сестрой в 7 часов вечера возвращались домой, и нарушили тем самым комендантский час. Нас задержали работники милиции и отправили на исправительные работы. Мы засыпали зерно в мешки, а мужчины грузили их в вагоны. В пятом часу утра, когда закончили работу, нас отпустили домой. Сильно уставшие, мы свалились спать и проснулись только к 11 часам. Увидев себя при дневном свете, ужаснулись: пыль, грязь и пот въелись в кожу. Мы отправились в железнодорожную баню. Путь лежал мимо магазина «Каменная лавка», мы видели там большое скопление народа. Подходя к бане, услышали рёв самолёта, я подошла к двери и уже хотела открыть её, как раздался взрыв. Сестра была сзади меня, один из осколков рассёк ей голову, по лицу потекла кровь, нас засыпало землёй и какими-то обломками. На следующее утро, 10 июля 1941 года, нас папа отправил в эвакуацию».

Ольга Нарон:

«После войны я работала на фабрике-кухне, к нам ходила женщина, пострадавшая у магазина «Каменная лавка». Так вот руки у этой женщины были оторваны по самые плечи. Жили в Дно две женщины, оставшиеся в живых после этих бомбежек, у них были оторваны по одной ноге».

Аркадий Нарон:

«Мы были маленькие, махали всем пролетающим самолётам и, конечно, не задумывались, какую беду они могут принести. Взрослые нас берегли, и многого не рассказывали. Жили мы в доме на месте магазина «Магнит-Косметик», недалеко от «Каменной лавки». На всю жизнь я запомнил висящие несколько дней на проводах человеческие останки».

Виктор Рябинов (со слов отца Сергея Рябинова, строгальщика паровозного депо):

«Фронт был близко. Цеху оборудования уже поступила команда по демонтажу станков и погрузке их в вагоны для отправки в тыл. Полным ходом шла работа, когда совершенно неожиданно раздался взрыв, вылетели окна, приподнялась, казалось, крыша. Не понимая, что это, все выскочили на улицу и увидели, что напротив депо в сотне метров на месте привычной «Каменной лавки» стояло облако пыли. Оттуда всё громче раздавались крики и стоны. Поняв, что там беда, побежали через пути, стали помогать первым выползающим из пыли раненым и оглушенным. Но живые ещё оставались в центре заваленными мусором. Мертвых же было больше. Пробирался через них, помогая живым. Вдруг услышал оклик из обломков кирпичей: «Сергей, помоги!». Это была моя двоюродная сестра Клава. Откопал. Она была ранена и теряла сознание. Вместе с подоспевшими к тому времени санитарами погрузил ее в санитарную машину для ещё живых, «для лечения», как сказали, в госпитале. Другие машины уже грузили мёртвых. Клава оказалась в магазине случайно. Она работала проводником пассажирского поезда на Ленинград. Во время стоянки решила добежать до лавки за продуктами… Кто были другие жертвы, не знаю. Родители, родственники так и не нашли потом ни Клаву, ни места, где она, якобы, должна была лечиться».

Александр (сын очевидца трагедии Фёдора Фёдорова):

«Упавшая бомба попала в самое большое скопление людей, в самое известное торговое место в Дно – в «Каменную лавку». Жертвами были наряду со взрослыми и дети. Удар был такой силы, что пострадала стоявшая рядом баня. Выскакивающие оттуда женщины были в шоке, думая, что это с ними что-то, кому-то требовалась помощь по ранению…»

На фото – субботник накануне открытия памятного знака.

 

Комментарии
+10
°
C
+10°
+
Дно
Среда, 05
Четверг
+ +
Пятница
+10° +
Суббота
+ +
Воскресенье
+ +
Понедельник
+ +
Вторник
+ +
Прогноз на неделю







опрос

В Дно возле поликлиники появилась скульптура. Как бы вы ее назвали?
Все опросы