Интервью
- Валентина Тюрина: "Мы открыты для предложений"
- Роман Лазарчук: жизнь в спорте
- Владимир Петров: "Если не мы..."
- УПФР: вопросы и ответы
- Когда многое решают кадры
- От «Каскада» до «Пскова»
- Об успехах личного состава, дновских наркоторговцах и интернет-мошенниках
- Как проходит медосмотр и что такое группы здоровья?
фотогалерея
Главная Город и горожане Анна Ивановна Дедимова
05.02.2015
Просмотров: 1707, комментариев: 0
Анна Ивановна Дедимова
У героини сегодняшнего сюжета нет героического военного прошлого. Ковать победу в тылу Анне Ивановне тоже не довелось, потому что детство и юность ее прошли на оккупированной врагом территории. Зато за плечами нашей собеседницы длинная трудовая биография, которая началась в послевоенные годы – в годы восстановления страны – и жизненный путь достойного и честного человека. К тому же недавно – 2 февраля – жительница д. Морино отметила очередной день рождения. Итак, сегодня с нами…
Младшая дочь в большой семье
Родилась Анна Дедимова (девичья фамилия – Алексеева) 2 февраля 1928 года в д. Степанско Лядского района Псковской области. Детей в семье было восемь человек, Анна – младшая. Девочке исполнилось полтора года, когда семья осталась без кормильца, так что отца Аня знала только по фотографиям. А тут как раз началась эпоха коллективизации, и у Алексеевых забрали в колхоз всю скотину. Оставили одну корову – «пожалели» детей. Так что детство у нашей героини – как и у большинства ее сверстников – было трудное. Старшие члены семьи работали в колхозе, а Анна и нянькой подрабатывала, и свиней пасла. Во многом Алексеевы выжили благодаря матери, ее умелым рукам. Она и табак выращивала, который потом продавала в Эстонии (откуда потом привозила рыбу и разные другие вещи), вязала шарфы и косынки на продажу – и дочерей этому научила.
Детям из семьи Алексеевых приходилось ходить в школу за 6 километров. А учитывая, что детям в большинстве своем нечего было обуть и надеть, многие так и не смогли окончить семилетку.
В землянке
Когда началась война, большая часть деревенской молодежи ушла в партизаны. Поэтому немцы в д. Степанско долго не задержались – не нравился им партизанский озерный край. Деревню, правда – в отличие от многих окрестных – не сожгли. Зато всех жителей погнали на выселение…
По дороге вынужденные переселенцы попали под бомбежку, многие погибли на месте. И Алексеевы решили вернуться в Степанско. Выкопали в лесу землянку, туда же, в лес, увели корову. День проводили в землянке, а на ночь перебирались в хлебный амбар. Так и жили. В разграбленном немцами магазине удалось прихватить три мешка муки. Здорово их эта мука выручила – из нее, подоив корову, варили кашу. Разнообразила рацион всякая трава.
Люди в оккупации, как вспоминает Анна Ивановна, вели себя по-разному. Кто-то ушел в партизаны, как ее старший брат Владимир (и партизанил три года). А кто-то наворовал на спичечном заводе в соседней деревне Черново парафину и спичек и затем продавал… ПОШТУЧНО. И дорого. Кто-то помогал партизанам… а потом их выдали свои же односельчане, и фашисты расстреляли всех помощников. В общем, кто-то сумел остаться человеком. А кто-то – нет.
«Сталин – без коров оставил…»
После войны семейству Алексеевых пришлось работать в колхозе за трудодни. Одно из заданий было – принести из Плюссы (за 75 км!) пуд льняных семечек… Естественно, по дороге мешок значительно терял в весе: подъедала молодежь семечки по дороге. В таком случае трудодень не засчитывался. И голодные парни и девушки придумали подмешивать к семечкам… песок. Потом настало время лесозаготовок, норма – по 22 кубометра на человека. Помнит Анна Ивановна и жатву, во время которой все пальцы изрезала серпом. И как пахали на коровах и на быках… «И кто это придумал, что при Сталине жить было хорошо? – возмущалась она. – Не зря же частушку такую придумали: Сталин – без коров оставил… Сено приходилось косить на узеньких наделах, а если прихватишь лишнее – судили. Одну из моих родственниц посадили в тюрьму за самогонку, которую она нагнала к свадьбе. Полный двор скотины остался… И вот мы с мужем и нашей первой дочкой Любой перешли к ней жить и за скотиной присматривать – в соседнюю деревню».
Новая эпоха
Замуж Анна Алексеева вышла в 1952 году. Расписались по-простому, без всяких торжеств. Живя в мире и согласии, родили двух дочерей. Дочери подрастали, пришло время идти в школу, а ближайшая находилась в 22-х километрах. Да и до той не добраться было, когда разливалась река Плюсса. И в 1964 году семья перебралась в военный городок при воинской части, расположенной около деревни Морино. Перевезли всю скотину, включая корову, и даже сено. Первое время жили у сестры, потом получили комнату в военном городке, а затем и трехкомнатную квартиру.
Кем только Анне Ивановне не приходилось на новом месте работать!
12 лет – конюхом, затем – в прачечной военного городка, руками (!) стирать белье на 100 человек. Готовить вкусные блюда из натуральных продуктов – если какое высокое начальство в гости пожалует. Три года отработала Анна Ивановна и в санчасти военного городка. И уже перед самым выходом на пенсию – в охране пополам с мужем (который днем еще кормил в питомнике служебных собак).
Пока суть да дело, дочери Дедимовых выросли, вышли замуж. Пришло время расселяться – и старики купили домишко в д. Морино, недалеко от вокзала. Сейчас у Анны Ивановны уже три внука и четыре правнука. Одно только огорчает: муж Николай (которого в разговоре она ласково называла «дедом»), говорил: если доживем до 2012 года, то отметим бриллиантовую свадьбу. Не довелось. Всего один день не дотянул он до своего 80-летия.
В поисках справедливости
Несмотря на возраст и болезни, Анна Дедимова не теряет бодрости духа. Она всегда в курсе всей общественной жизни деревни, не стесняется задавать злободневные вопросы завернувшему «на огонек» начальству, и благодарить на страницах районной газеты хороших людей – от мед-
работников до артистов из Районного культурного центра. На сельских праздниках обязательно исполняет озорные частушки, которых знает великое множество. И огородик – не маленький – сама еще сажает, и делится урожаем: с соседями, школьной столовой и детским садом. В общем, она – человек, который всегда готов прийти на помощь. (Это, кстати, не она нам рассказала, это информация из нашего «досье»). И потому несколько фраз из рассказа Анны Ивановны нас особенно поразили.
«Дом у меня уже старый, одна стенка выперла наружу, двери плохо открываются. Я пошла в сельсовет просить комнату – знала, что одна недавно освободилась – а мне не дали. Мол, Петьке-бомжу она нужнее. И даже рубероид ему предоставили, чтобы крышу перекрыть. А он рубероид пропил и до сих пор живет в своем покосившемся доме в подвале. Сказал, что ему так удобнее. А мне второй раз неудобно идти за себя просить…»
Зато нам удобно. И вот мы просим со страниц районной газеты: дайте человеку нормальное жилье! Неужели Анна Ивановна – с такой трудовой биографией, с такой активной гражданской позицией – этого не заслужила? Надеемся, что вопрос будет решен положительно.
А еще мы от всей души поздравляем героиню нашего сюжета с прошедшим днем рождения. Здоровья Вам, Анна Ивановна, и долгих лет жизни!
Любовь ЛАЗУТИНА
и коллектив МУП «Дновец»
Комментарии
Оставить комментарий