архив новостей

понвтрсрдчетпятсубвск
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
       
Главная Славянский мир Вдали от суеты и шума
23.07.2014
Просмотров: 2281, комментариев: 0

Вдали от суеты и шума

 Иногда сюжет рождается, казалось бы, из ниоткуда. Запланированное не осуществляется, а в итоге результатом становится то, чего не ждешь. Так получилось и в этот раз. Путь наш пролегал мимо деревни Замошки. И, возможно, мы проехали бы мимо, не обратив никакого внимания на дорогу, уходящую перед деревней Гривки в сторону. Но интуиция или какая-то другая неведомая сила привела нас именно туда, где и произошло знакомство с очень приятной и гостеприимной женщиной – Марией Васильевной Ефимовой.

На месте дремучего леса 
История деревни корнями уходит в глубину веков. Как рассказывает хозяйка, а она это услышала от своих родителей, раньше на этом месте рос большой дикий лес, и протекала река. Но пришли сюда четыре бравых парня и построили себе дома.  А когда настало время обзаводиться семьями, стали они свататься к девушкам из других деревень. И девушки шли к ним, то есть выходили замуж.  Возможно, именно эта версия и сыграла ключевую роль в названии деревни, тем более что в писцовых книгах Псковской губернии за 1872-1877 гг. она упоминается как Замушки. К этому времени здесь насчитывается 38 дворов, в которых проживали 
116 мужчин и 117 женщин. А вот на карте 1848 года деревня называется Замошье («за мхом».
 
 
Версии происхождения названия могут быть разными. Однако в одном все больше убеждаешься: люди не давали названия «заумные», а шли логическим путем. То есть названия давали от какого-либо производного.  Это могло быть имя человека, основавшего деревню, событие, сыгравшее важную роль, или характерная черта местности, на которой она расположена. И, похоже, Замошки не стали исключением.
По словам Марии Васильевны, в деревне когда-то находилась деревянная часовенка, за которой присматривал ее дед.  Известно лишь то, что эта часовня – Преображения Господня, была построена в 1883 году в память мученической кончины Царя-Освободителя Александра II. 
По документам 1914 года находилась здесь и земская школа, здание которой принадлежало обществу. 
С каждым годом Замошки становились все больше, и уже к концу двадцатых годов в деревне насчитывалось порядка 300 дворов, располагавшихся на двух улицах. Вскоре все свелось к тому, что строится новым семьям стало негде, и они вынуждены были снова осваивать хутора. Однако длилось «освоение» недолго. С приходом коллективизации все обособленные хозяйства стали объединять в колхозы, и несостоявшиеся хуторяне пришли в деревню. 
Знаменитая невестка
«Моя невестка, жена брата Акулина Ивановна Иванова возглавила колхоз «Красное Черемново», – продолжает хозяйка. 
«Она была организатором артели и пользовалась полным доверием колхозников. В 1933 году ее избрали делегатом на съезд колхозников в Ленинграде, там Акулина Ивановна обсуждала колхозные дела с С.М. Кировым. В 1934 году ленинградская художница А.В. Уханова написала портрет знатной женщины района. Председатель колхоза «Красное Черемново» была изображена в кругу колхозников-активистов. Эта картина демонстрировалась в Ленинграде на художественной выставке «Женщины в социалистическом строительстве» 
(С. Мельников «Дно», Лениздат, 1980).
 
 
В лихие годы 
Нет такой семьи, которой бы не коснулась война и ее ужасы. Все годы до освобождения Мария Васильевна оставалась на родной земле. 
«Придя в деревню, немцы выбрали из местных жителей старосту, поделили наделы земли и мы были здесь до 1944 года. Отец в 1942-м умер, мы остались с мамой. Я работала на кухне. Три года мы так и жили. А в январе 1944-го, когда наши войска наступали, немцы сожгли деревню и нас погнали в лагерь, который находился на окраине города Дно. Кого-то оттуда отправили в Германию, кого-то в Латвию. Нас тоже собирались отправить за границу, но приехал немец на мотоцикле и сообщил своим, что русские уже совсем близко. Тогда нас оставили.  Пробыли мы в лагере чуть больше месяца, а потом город освободили».
После войны деревню отстроили. В колхоз пришел новый председатель, и жизнь вошла в привычное русло. Мария Васильевна вышла замуж, родились дети. Сын Сергей три года отслужил в Севастополе в морфлоте и вернулся в Замошки. Теперь рядом с матерью, помогает ей. Не дают скучать и внуки, навещая бабушку. 
Уже вернувшись в город, узнали, что 20 июля, накануне нашего приезда, когда-то давно, а точнее в конце XIX века в Замошках на протяжении двух дней праздновали Никольскую, с ярмарками и весельем. 
 
 
«Весело было и в нашу молодость, – вспоминает Мария Васильевна. – Частушки пели, плясали кадриль, на гитарах, балалайках и даже мандолинах. То есть целый ансамбль был». 
Сегодня Замошки населяют постоянные жители и дачники, приезжающие из городов в тихий уголок, отдохнуть от суеты и шума. И хоть никто уже не занимается скотоводством, а от колхоза не осталось и следа,  деревня по-прежнему продолжает жить, пополняя страницы своей истории.
 
 
Петр РОМЫСЛОВ
Фото автора
 
Комментарии
+10
°
C
+10°
+
Дно
Среда, 05
Четверг
+ +
Пятница
+10° +
Суббота
+ +
Воскресенье
+ +
Понедельник
+ +
Вторник
+ +
Прогноз на неделю







опрос

В Дно возле поликлиники появилась скульптура. Как бы вы ее назвали?
Все опросы