Интервью
- Валентина Тюрина: "Мы открыты для предложений"
- Роман Лазарчук: жизнь в спорте
- Владимир Петров: "Если не мы..."
- УПФР: вопросы и ответы
- Когда многое решают кадры
- От «Каскада» до «Пскова»
- Об успехах личного состава, дновских наркоторговцах и интернет-мошенниках
- Как проходит медосмотр и что такое группы здоровья?
фотогалерея
Сколько чудес за туманами кроется...
По просьбе читателей мы отправляемся в путешествие в деревню Юрково. О том, какие тайны хранит этот уголок Дновского района, читайте в нашем материале.
Юркина деревня
Юрково – деревня на северо-западе Дновского района на реке Люта. В новгородских писцовых книгах Шелонской пятины XVI века упоминается как Юрка. |
Если заглянуть в словарь Даля, можно предположить, что название пошло от слова «юр» – водоворот, сильное течение. Учитывая, что деревня стоит на реке, не только нельзя исключать эту версию, но следует еще более подробно узнать о самой реке. И вот какую информацию удалось найти в книге Сергея Мельникова «О чем говорят географические названия». «Это краткая форма женского рода от прилагательного «лютый» – холодный. В реке есть донные ключи, и летом температура воды в ней ниже, чем в других водоемах. Из-за ключей на многих участках реки нет льда. Люта является правым притоком Шелони и упоминается в Псковской летописи под 1471 годом как река Лютая. Неподалеку от нее в указанном году произошла Шелонская битва, в которой московское войско разбило новгородцев».
Но имеются и другие версии происхождения названия деревни. Например, что когда-то жил здесь Юрка Кривой. Хоть кривой был, да, видать, удалой, раз в честь его деревню назвали. Уже к концу XVI века она стала называться Юрково (Большое). Позже рядом выросло Юрково Малое. Но в результате интенсивного строительства деревни слились.
В 1896 году деревня Большое Юрково входила в состав Сухловской волости Порховского уезда (2-й стан). В Юрковском сельском обществе насчитывалось 45 дворов, количество душ мужского пола – 130, женского – 142, общая численность населения – 272 души. Церковный приход – Костыжицкий. Находилась при проездной дороге в 30 верстах от уездного города. Земли было 274 десятины. В начале XIX века деревня называлась Сорково. Подтверждение этому нашлось на генеральной карте Псковской губернии 1820 года. Но, судя по всему, при составлении карты или в иных документах была допущена ошибка, и вместо «ю» написали «со». Вот и третья версия!
На сайте Псковской Епархии говорится: «В 1902 году в деревне Юрково открыта земская школа. Она содержалась на средства земства и Министерства народного просвещения. В 1910 году в ней обучалось 30 мальчиков и 20 девочек.
Своей церкви в деревне не было, поэтому она входила в приход церкви Святителя Николая Чудотворца в погосте Костыжицы. Однако в памятных книгах Порховского уезда 1872-1877 годов упоминается, что в деревне Юрково имелась часовня.
Мы обратились за помощью к старожилам деревни. Нина Алексеевна Зимина приглашает нас присесть и начинает свой рассказ.
В деревне действительно была часовня, ее наша собеседница помнит очень хорошо. Но когда она была построена – неизвестно. Однако во время войны часовня была разрушена. Сейчас на этом месте установлен памятник «Скорбящая мать».
Кот, удобно устроившись на буфете, мурлыча себе под нос тихонько песню, слушает свою хозяйку.
«Раньше от Юрково к Подолжицам шла дубовая аллея, посаженная барином из Подолжиц, – продолжает повествование Нина Алексеевна. – Как его звали, не знаю, но силой он обладал определенной. И вот что я вам расскажу».
«Мама рассказывала, что когда-то змей в нашей деревне было очень много, бывало по деревне не пройти, так и ползали, а потом будто сквозь землю все провалились. А все началось с того, что этот самый барин приехал к нам в Юрково. Увидел он, сколько змей, за голову схватился, но не отчаялся. Знахарь ли он был или еще какой силой обладал, но заговорил он деревню нашу на 120 лет. А на следующий день змей и след простыл».
Юрково – не единственная деревня в Дновском районе, которая имеет силу заговора от змей. Белая также была заговорена. Однако в этом году, похоже, сила слов закончилась, и змеи снова стали появляться в этих местах.
В русском фольклоре вокруг образа змеи сложился широкий круг разнообразных поверий, примет и легенд, трактующих ее то как зло, напущенное на людей дьяволом (иногда как само воплощение нечистого духа), то как сверхъестественное существо, обладающее магической и целебной силой. Крестьяне верят, что человек, отведавший мясо змеи, сможет понимать язык растений и животных. Интересная легенда на сей счет записана в Яренске (Вологодской губ.). Некий барин ходил в лес, собирал там змей, что с короной на голове, а дома приказывал слуге готовить себе из них пищу. Змеи имели то свойство, что поевши их, человек начинал понимать разговор огня с огнем, травы с травой. Барин подслушивал в лесу разговор трав и записывал их целебные свойства. Раз, следом за барином, пошел в лес слуга и услышал разговор трав, что заставило глупого парня рассмеяться. Барин спросил его: «Чего смеешься?» «Ничего, так», – ответил слуга. Барин велел ему оборотиться, после чего тот перестал понимать язык трав. От этого барина и пошли травники, цветники, стали потом знать пользу растений.
Единственный день в году, когда от укуса змей не помогают даже заговоры – христианский праздник Воздвиженья честного и животворящего креста Господня, справляемый православной церковью 27 сентября. Согласно народным представлениям, в день Воздвиженья все змеи, ужи и вообще все пресмыкающиеся «сдвигаются», т. е. сползаются в одно место, под землю, к своей матери, где и проводят всю зиму, вплоть до первого весеннего грома, который служит как бы сигналом, разрешающим гадине выползать из чрева матери-земли и жить на воле. Вот почему на праздник Воздвиженья, или, по крестьянскому выражению, «Сдвижения», мужики на весь день тщательно запирают ворота, двери и калитки из боязни, чтобы гады, ползущие к своей матери под землю, не заползли по ошибке на мужичий двор и не спрятались там под навозом или в соломе. Впрочем, крестьяне верят, что, начиная с Воздвижения, змеи не кусаются, так как каждая гадина, ужалившая в это время человека, будет строго наказана: всю осень, до первого снега и даже по снегу, будет ползать зря, не находя себе места, пока не убьют ее морозы или не проткнут мужичьи вилы. В русских деревнях и сегодня пожилые люди воздерживаются ходить в лес 27 сентября.
Немало поверий было и в крестьянском быту. Считалось, если корова перестала доиться, значит, кто-то порчу на нее навел, и молоко «отнял». |
Нина Алексеевна задумывается ненадолго, будто что-то вспоминая, а потом более тихим голосом продолжает. И все вокруг кажется, покрылось некоей таинст-венностью, даже кот перестал напевать свою песню и, прищурившись, смотрел на нас.
«Давно это было. Я еще девочкой маленькой была. Жила у нас в деревне старуха. Слухи про нее всякие нехорошие ходили. И вот однажды прибегает дед мой со двора в избу и бабушку зовет: «Пойдем скорее на улицу. Ты только посмотри, что делается!» Выбежали мы все на улицу, а прямо на крыше сидит эта старуха, как на коне, а между ног у нее чашка с чем-то. Сидит она так и помешивает ложкой. С той поры будто напасть на всех коров в деревне нашла: перестали доиться. Только у одной колдуньи и молоко, и творог, и сметана. Все у нее было».
«Прощеный» камень
Дновский край богат на удивительные камни. Камни-змеи, камень-медведь – все они хранят в себе тайны и легенды, и, возможно, являлись для наших предков своего рода оберегами и заступниками от нечистой силы. Юрково тоже имеет свой особенный камень, к которому местные жители ходили просить прощения и помощи. Находится он на поле между Сухарево и Юрково. |
«А для нас, когда мы были маленькими, камень этот забавой был. Зимой как с горки с него скатывались», – смеется рассказчица.
Кот, выгнув спину, потянулся и, спрыгнув с буфета, пошел по своим делам, гордо подняв хвост. Поднимаемся и мы. Хозяйка провожает нас до дверей и прощается. Сколько же интересного и таинст-венного хранят наши русские деревни! И становится грустно, когда думаешь о том, что с последними стариками канут в лету и все предания. Уйдет то, что является нашей историей, то, откуда вышли все наши предки – избенчатая русская деревня с колодцами-журавлями, скрипучими колесами телег, стогами соломы и этим незабываемым русским духом…
Оставайтесь с нами и помните: чудеса случаются с теми, кто в них верит!
фото автора
это лучший проект Дновца!!! зачитываюсь! Петр, у вас удивительный слог! мурашки по коже! мне тоже очень жаль наши деревни!!!
Петр! Вы отлично пишите,легко да еще и об истории нашего края.Это вдвойне приятно.
Больших Вам творческих успехов!
======================
P.S.Очень хотелось бы немного узнать о Вас.
Расскажите про станцию ВЯЗЬЕ .
а мне хочется почитать про загорье. слышала, что там есть камень-следовик.
Всем огромное спасибо за добрые слова!
Таня, позвоните нам 27-0-40 или напишите, с удовольствием Вас послушаем.
По всем интересующим Вас вопросам, можете писать лично. Моя страница "Вконтакте":http://vk.com/vsegdavashpetro
Оставить комментарий