архив новостей

понвтрсрдчетпятсубвск
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      
Сайт Николая Емелина

Сайт Сергея Алексеева

Сайт Михаила Задорнова

Год литературы

Главная Славянский мир Мимо острова Буяна: завершение псковско-белорусского этапа веломарафона. Часть первая. Пушкинские Горы - Себеж - Полоцк - Радашковичи
27.12.2013
Просмотров: 2133, комментариев: 0

Мимо острова Буяна: завершение псковско-белорусского этапа веломарафона. Часть первая. Пушкинские Горы - Себеж - Полоцк - Радашковичи

После октябрьского путешествия, когда я объехал большую часть районов Псковской области, мне оставалось проехать по южным районам и городам Беларуси. Маршрут я наметил такой: Пушкинские Горы, Опочка, Идрица, Пустошка, Невель, Велиж, Витебск, Могилев, Бобруйск, Минск, Лепель, Полоцк, Себеж, Пушкинские Горы (через Опочку, Пустошку или Новоржев - в зависимости от обстоятельств). Протяженность около 1300 км. Интересно, что как и в октябре, почти все дни путешествия ветер был встречным. Ничего не оставалось как признать тот факт, что таким образом сама природа испытывала меня на прочность, словно готовя к еще более трудным испытаниям. Замечу, что и это ноябрьское путешествие было отнюдь не развлекательной прогулкой. Из 13 суток пути ехать пришлось 10 полных дней и 7 столь же полных ночей, то есть каждый заезд продолжался более 12 часов. Причем из-за сплошных туч ночи были преимущественно непроглядно черными. Ехать в такой темноте с небольшой фарой на руле в течение 12 и более часов - уже нечто экстремальное, особенно если учесть, что двигаться приходилось по автомагистралям.

 Итак, в путь я отправился из Косохново 13 ноября с рассветом через Пушкинские Горы, Горелик, Поляне, Аржаково, Захино, Барабаны, Опочку - на Себеж. У поворота на Чухны заморосил дождь, постепенно усиливаясь, и продолжался весь день, вплоть до ночи, когда я въехал в Себеж. Стало ясно, что необходимо защищать от холодного дождя коленные суставы. Встречный ветер выдувал из них тепло, влага охлаждала, отчего было очень неприятно. 
     Около 23 часов был в Себеже, покрыв за первый день пути 110 км. Встал вопрос о ночевке. Мокрый, уставший и голодный разыскал гостиницу с одноименным названием. Мест свободных не было, да и стоимость мне очень не понравилась - более 1200 рублей. Поехал по городу, размышляя над тем, а не попроситься ль на ночлег к кому-нибудь из горожан? Ведь надо же когда-то выходить к людям из леса. Увидел пожарную часть. Зашел, поговорил, показал паспорт путешественника. Отказали, - мол, в инструкциях такого не прописано, чтоб пускать посторонних. Постучал в один дом, другой... Понял, что в лесу надежнее и спокойнее. 
     Снова приехал в гостиницу. Администратор Елена посоветовала обратиться к истопнику Андрею, работающему в котельной при гостинице. Им оказался на удивление замечательный молодой человек, приютивший меня в рабочей подсобке. Это было вознаграждением за мои ночные мытарства по городу. С Андреем Мулинским, напоившем меня горячим кофе, мы проговорили до 3 часов ночи. Он рассказал о своей семейной жизни, основной работе, планах на будущее. В свои 21 год занимается он сельским хозяйством, имеет водительские права всех категорий, с 9 лет за трактором. О нем напишу отдельный материал. 
   Андрей, служа в армии и работая на камазе, наездил 100 тысяч км. по дорогам Псковской области. Он мне и подсказал, как лучше ехать на Идрицу - через деревню Эпимахово. Уж не греческого ли происхождения это название? В утренней темноте я ошибся направлением и поехал в противоположную сторону, о чем узнал только когда рассвело и позади уже были около 20 км. от Себежа. Оказалось, курс взял на Полоцк, поехав запланированным мной обратным путем. Результат путешествия от такой перестановки прямого и обратного путей, к счастью, остается неизменным, поэтому возвращаться я не стал. Цель - только вперед, ни шагу назад!
     День ясный, дорога хорошая, свободная от машин. Проехал Долосцы, вскоре оказался на белорусской земле. Через Юховичи к вечеру, около 19 часов, был в Полоцке, который, после моих поездок по деревням, увиделся мной устрашающе большим и шумным. Поменял деньги, получив за 1000 российских рублей 268 тысяч белорусских. Этак немудрено и миллионером стать, - подумал я. Проехал по городу, побывал в центре, увидел памятник Ефросинии Полоцкой. Стало смеркаться. Купил симкарту местного оператора life с номером  +375259067138. Стал искать выезд из города. Вернулся к трассе, ведущей на Минск. В магазине купил еду и питье, сделав своеобразное открытие: чем больше покупаешь товара, тем кошелек становится толще! Разгадка проста: за крупную купюру получаешь сдачу ворохом мелких купюр. Заметил на указателе, что до Лепеля 75км. Взял курс на него.
     Ехал до 3 часов ночи. Как необычайной красоты девушку полюбил появившуюся в небе к большой моей радости луну. Не было ни малейшего сомнения в том, что сама прекрасная Селена покровительственно улыбается мне. Долгая дорога взяла свое, и я стал засыпать в седле, отключаясь. Волевые усилия уже не помогали. Понял, что до Лепеля не дотяну, если не вздремну. Заночевал где-то близ Вацлавово под придорожными елочками, преодолев 180 км. Через каждый час просыпался от холода. Встал в 8 утра. До Лепеля оставалось не более 15 км. 
     Третий день пути стал продолжением начавшейся в гдовских лесах эпопеи по-суворовски. Странно, Лепель показался мне похожим на заполярный город вроде Норильска. Заглянул в местный краеведческий музей, попросил проставить музейную печать в паспорт велосипедиста, купил буклет. Затем взял курс на Бегомль, Логойск, Минск. Но в столицу ехать не собирался. Позвонил хранительнице частного музея боевого холодного оружия в Радашковичах - местечке в 32 км. от Минска. Очень хотелось посмотреть боевые топоры скальдов. Мне сказали, что и топоры смогу увидеть, и горячий душ с постелью ожидают меня в славных Радашковичах. 
     В сумерках приехал в Бегомль, находящийся в 60 км. от Логойска и в 90 км. от Минска. То есть проехал приблизительно 70 км. от Лепеля. Останавливаться не стал, помчался в ночь. Была пятница. Навстречу из Минска неслись машины, - люди торопились на природу. Убедился, что есть большая разница между столичными водителями и водителями-провинциалами. Первые в массе своей бесцеремонны, наглы на дороге, в то время как вторым присущи предупредительность, аккуратность. От встречных фар, ослеплявших меня, я ошалел. Меня словно и не было на дороге (ну да, автомагистрали не предназначены для велосипедистов!), хотя на мне светился световозвращающий  жилет, спереди и сзади горели фонари, сверкали катафоты. По встречной полосе гнали лихачи, среди которых попадались и те, кто ехал на грузовике влобовую на меня. Оставалось резко брать в сторону - на обочину, а то и в кювет. 
     На сильном нервном напряжении почти к полуночи приехал в Логойск. По карте от него до Радашковичей есть дорога - более 30 км. лесами и холмами. Но как отыскать эту дорогу в ночной тьме, когда нет ни луны, ни звезд, и кругом почти осязаемый непроницаемый мрак? А в перспективе - горячий душ, чай, овсянка, постель! Спасибо Татьяне и Максиму Шеиным! Это они в Радашковичах всю ночь выполняли непростые функции диспетчеров, по телефону ведя меня сквозь тьму, пространство и время. Не так просто в незнакомом месте, да еще в кромешной темноте, правильно понять из телефонного разговора, а куда ж собственно надо ехать? Естественно, отсюда и начались мои ночные блуждания.
     Не там съехал с Минского шоссе, по окружной дороге проехал по периметру весь Логойск. На улицах пусто, спросить о дороге некого. Один припозднившийся парнишка сказал, что указатель на Радашковичи стоит напротив танка, но этот танк где-то в 5-7 км. отсюда близ Острошицкого городка. Каково - найти ночью неизвестно где танк! И поехал я искать этот танк на пьедестале. Был разговор с двумя путниками в ночи, потом с ночным охранником в будке. Танк становился все  отчетливее, правда, пока еще в воображении. В который раз терпеливый Максим дал мне наводящие соображения - куда, как и сколько надо ехать...
     Снова выбрался на Минское шоссе и поехал в направлении незнакомой столицы, подсвечивая фонарем каждый столб, каждое дерево, чтоб не пропустить названия дорожных указателей. До сих пор удивляюсь, как мне удалось найти съезд с шоссе в нужном месте, разыскать Острошицкий городок, весь его проехать, оказаться на круговом перекрестке, где, наконец-то, и заприметить в темноте возвышающийся танк, в противоположном направлении от которого почти наощупь обнаружить заветный указатель с надписью Радашковичи! А было уже около двух часов после полуночи. Теперь предстояло отыскивать в темноте указатели населенных пунктов, выбирать нужные - и так ехать еще 30 км. Тут-то я и вспомнил мой ночной переход в 81 км. по гдовскому лесу в октябре! Суворовская романтика продолжалась.
     Попадавшиеся мне дорожные указатели я фотографировал с лампой вспышкой, чтоб таким образом запротоколировать мое передвижение. К 4 часам утра от усталости стал отключаться и мгновенно засыпать, падая с Буцефала. Уже не различал, где моя полоса, а где встречная, не видно было и линии, отделяющей обочину. А ехать еще нужно было не менее 23 км. Что делать? Подумал, что надо вздремнуть, - и это тогда, когда мысль уже почти материализовала овсянку, чай, горячий душ и постель! Но как найти пригодное место? Это тоже непросто! Начал было ощупывать придорожные ветки, кусты и деревья, чтоб прилечь. Внезапно подул ледяной пронизывающий ветер. Спрашивается - откуда он взялся? Уверен, что послан природой для испытания. Как мог напрягся, борясь с холодом и сном. 
     Вдруг стал гаснуть фонарь! Достал новые батарейки, поменял. Фонарь перестал включаться! Я почти ужаснулся, представив, что без фонаря не сделаю ни шагу! Онемевшими руками разобрал и собрал еще раз, тряс, нажимал кнопку. Внезапно фонарь снова засветил, и я, обрадовавшись,  продолжил ночное продвижение к цели...
     Было уже 7 часов утра, когда я прочитал на указателе разыскиваемое мной так долго название Радашковичей - маленького городка в лесных окрестностях Минска. Позвонил Татьяне, стойко дежурившей у телефона. Она сказала как мне пройти к нужному дому и подъезду. Вскоре я был вознагражден такими обычными, но показавшимися мне волшебными чаем и овсянкой! Этот мой заезд продолжался почти сутки и составил около 200 км.
    Четвертый день путешествия стал днем отдыха и общения с детьми. Как это было приятно - оказаться разбуженным звонкими детскими голосами. Когда дети резвятся, - спать едва ли уместно.  Лучше принять участие в их играх. Читали книжки, играли, строили, рисовали, пели, кувыркались, учили кота Сэнсэя азбуке. Кот благодушно позволял детям такие вольности, с удовольствием играл с ними в прятки, предпочитая отыскивать их. Вечером, когда я читал Севе и Ладе на ночь сказки, кот покровительственно коснулся лапой моего плеча, - одобрил мою инициативу. Разумеется, с большим интересом я ознакомился с коллекцией старинного холодного оружия. Максим оказался любителем велопутешествий, поэтому  отныне решили считать Радашковичи центром велотуризма.
Комментарии







Районная пресса Псковской области

Восход Локня

Гдовская Заря

Псковское агентство информации

Храм Воскресения Христова (село Михайлов погост)
Храм Воскресения Христова (село Михайлов погост)

опрос

В Дно возле поликлиники появилась скульптура. Как бы вы ее назвали?
Все опросы