Интервью
- Валентина Тюрина: "Мы открыты для предложений"
- Роман Лазарчук: жизнь в спорте
- Владимир Петров: "Если не мы..."
- УПФР: вопросы и ответы
- Когда многое решают кадры
- От «Каскада» до «Пскова»
- Об успехах личного состава, дновских наркоторговцах и интернет-мошенниках
- Как проходит медосмотр и что такое группы здоровья?
фотогалерея
Главная Славянский мир Как я не стал репетитором
24.09.2014
Просмотров: 1542, комментариев: 0
Как я не стал репетитором
Однажды тетя Валя Корженевская, подруга моей матери, попросила меня позаниматься по русскому языку с ее сынком, шестиклассником Женечкой. Дело было серьезное: Женьке грозил второй год обучения.
Я тогда учился в десятом классе и меньше «четверки» на диктантах и сочинениях не получал. Мы жили почти на одной улице, и я-то знал, что оболтус Женька просто не хочет учиться. Вот футбол, рыбалка, грибы, где-то похулиганить – другое дело. Но тетя Валя, очень любившая сына, во всем обвиняла учителей:
– Может, Игорек у тебя получится, научишь ты Женечку грамотно писать. А уж мы за труд твой отблагодарим, – говорила она и концом платочка вытирала слезы.
Еще бы не отблагодарить! Отец Женьки работал машинистом, имел свой дом, сад. Огород, сарай со всякой живностью, «не слезал» с Доски почета. Правда, в отношении к Женькиной учебе был глубоким пессимистом, потому только хмыкнул, когда я – в очках и с портфелем, похожим на учительский – появился на пороге его дома.
А вот Женька по характеру был неисправимым реалистом: тыкву он называл арбузом, щавель – киселкой, самокат – лисапедом. При этом был добрым беловолосым малым, задававшим порой очень странные вопросы, на которые я не находил ответов.
И вот наступил первый мой учительский день! Тема довольно простая: правописание -тся, -ться в глаголах. Для начала я заставил Женьку два часа зубрить правило, ибо уверен был, что именно «из-за незнаний правил многия печали». Пока Женька шептал губами и воздевал глаза к потолку, наблюдая хаотичное движение мухи, я успел сделать математику, задания по физике и химии. Наконец, после третьего часа зубрежки, я спросил Женьку:
– Ну, теперь тебе все понятно, Евгений?
Женька удивленно посмотрел на меня и ответил:
– Все понятно. Только я не Евгений, а Женька. Не корчи из себя учителя.
– А ты не груби, коли Бог ума не дал. Рассказывай правило.
Правило Женька отбарабанил в одну секунду. Я сделал вид, что все расслышал, и предложил ему написать словарный диктант.
– Пиши: мальчик улыбается, надо улыбаться, девочка смеется, ей надо посмеяться…
После проверки волосы на моей голове встали дыбом.
– Женька, скажи честно: ты правило учил или на муху смотрел?
– А то не учил! Три часа учил!
– Так почему же ты везде вмес-то «-тся» написал «ца»?
– Ты мне так говорил. Как говорил, так я и написал.
– А что сказано в правилах? Может, там все по-другому?
– Может, и по-другому. Только как ты мне говорил, так я и писал. Сказал бы, как в правиле – ошибок бы и не было.
– А почему ты слово «смеется» написал через «и»? Подбери проверочное слово, дилетант!
– Легко. СмИх. И не обзывайся, маме скажу.
Спрашивать о том, почему Женька «-ться» написал без мягкого знака, я не стал. Какой мягкий знак может быть в «ца»?!
Сказать, что у меня опустились руки – значит, ничего не сказать. И я решил облегчить методику преподавания и себе, и Женьке. На правило я отпускал ему десять минут, а потом читал ему диктант по слогам. Дикция Левитана и римских ораторов бледнели пред моим искусством!
А у Женьки ошибок становилось все меньше и меньше. К моему удивлению, Женьку вдруг заинтересовали правила. Она задавал глупые вопросы, на которые я давал не менее глупые ответы. И вот наступил божественный, неповторимый день, когда Женька получил по диктанту «отлично». Бог мой, ка же он бегал и прыгал по комнате! Я радовался вместе с ним... Но еще больше радовалась Женькиным успехам его мать, тетя Валя. Дрожащими руками она показала тетрадь с «пятерками» своему мужу, который то ли хмыкнул, то ли ахнул, да так и остался стоять с открытым ртом.
Прошел месяц. «Двойки» по русскому языку в дневнике у Женьки исчезли. Потом исчезли «тройки». Их сменили «четверки» и «пятерки». Женька вдруг стал звать меня на «вы» и разрешил называть себя Евгением. Хотя, когда мы с пацанами гоняли в футбол, всякая субординация исчезала…
Давно нет Женьки. Он прожил непростую жизнь. О его таланте электрика и «золотых» руках помнят многие пожилые работники депо. Я же стал учителем русского языка, а в конце жизни, кажется, неплохим поэтом и писателем. Кто знает, может, именно мое первое репетиторство с Женькой, первое и последнее, определило мою дальнейшую судьбу.
Нет, наверное, я все-таки стал репетитором!
Игорь ФАДЕЕВ
Комментарии
Оставить комментарий