архив новостей

понвтрсрдчетпятсубвск
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
       
Главная Славянский мир Как дновский строитель стал автором-кроссвордистом
31.07.2014
Просмотров: 1809, комментариев: 0

Как дновский строитель стал автором-кроссвордистом

 Он родился и вырос в Дно. В Ленинграде получил высшее строительное образование, а потом вернулся в родной город с одной только 

мыслью: «Хочу приносить пользу людям». Может быть, именно эта мечта за 22 года жизни в Дно позволила ему построить 22 объекта, в которых и по сей день работают различные районные учреждения.
Виктор Борисович Махов уже 34 года живет в Пскове. И уехал он туда не по собственной воле – направили работать. А в Дно остались милые сердцу люди и светлые воспоминания.
Литературные шахматы
Сегодня многие псковичи знают Виктора Махова как автора многочисленных кроссвордов. За всю свою творческую деятельность он создал банк данных из 350 000 слов по 80 темам, 32 из которых посвящены писателям. 
«Игры и задачи, кроссворды и криптограммы – это литературные шахматы, – считает автор. – В шахматах нужно думать, как сделать очередной шаг, так и в кроссвордах. Это развивает гибкость ума, а, по мнению ученых, даже способствует долголетию». 
Но мало кто сейчас знает, что любовь к подобного рода «головоломкам» у Виктора появилась в детстве. Его мать в Дно работала библиотекарем в кирпичных зданиях, которые стояли вдоль путей и были приспособлены под клуб. Гораздо позже был построен клуб имени Дзержинского на улице Ленина.  Так вот он прекрасно помнит, как она занималась просветительской деятельностью в организациях и на предприятиях железнодорожного транспорта. Как вечерами, перед сеансом в кино, в ней заходили люди, с удовольствием брали журналы – «Смена», «Огонек» – и юношу заинтересовали эти красочные издания. Особенно – причудливые кроссворды  на последних страницах.
Свой первый кроссворд он создал 54 года назад. Тогда он жил и работал в Дно. В то время вручали звание Героя Соцтруда многим работникам сельского хозяйства. И Виктор решил посвятить им кроссворд. Отправил его в редакцию главной областной газеты «Псковская правда». Кроссворд читали члены бюро обкома. Идеологический отдел одобрил, и первый кроссворд Виктор Махова был опубликован. 
За 30 лет творческой работы им подготовлены и выпущены в свет 28 книг по трём ключевым темам: 6 книг из цикла «Знаете ли вы…» о русских писателях, 8 книг спортивной тематики и 14 книг на самые разные темы, в том числе к 1100-летию Пскова, к 150-летию госбанка – «Золотой запас в играх и задачах», к 75-летию ГИБДД – «За рулем».
Встреча с Гейченко 
– Самую первую книгу кроссвордов о писателях я посвятил Александру Пушкину, – рассказывает Виктор Борисович. Просто волею судьбы я однажды прихворнул и оказался в госпитале. Именно там я впервые встретился и познакомился с Семёном Степановичем Гейченко. 
Его часто навещали жена Любовь Джалаловна и дочь Татьяна. Семен Степанович тогда был грустный, неразговорчивый. Я не решился в первый раз к нему подойти, пообщался лишь с женой. 
Потом принёс рукопись с кроссвордами. Любовь Джалаловна пообещала её передать мужу.
Спустя некоторое время в квартире Махова раздался телефонный звонок. Семён Степанович пригласил пообщаться по поводу книги. 
– Как сейчас помню этот день, – рассказывает Виктор Борисович. – Я приехал в Михайловское и застал Гейченко за довольно странным занятием. Вдоль дома у него был сделан тын, и на колышках висели горшки, от большого до самого маленького, штук 25. И Семен, как в симфоническом оркестре, из каждого из них извлекал звуки. Для меня они казались странными, почти непонятными. Но он видел в этом что-то возвышенное. 
Тут вышла Любовь Джалаловна с рушником и ведром воды. Семён умылся, и мы прошли за стол. Хозяйка угостила нас изысканным горным отваром чая, а Семён Степанович начал неспешную беседу:
– Намедни был у меня один академик. Спросил, есть ли что-нибудь интересное про Пушкина, стихи, повести, рассказы. Есть, говорю ему, у меня один знакомый чудак, написал книгу кроссвордов о Пушкине. 
Академик долго рассматривал книгу, сравнивал ответы и признал: Пушкин у нас есть в ваянии, в рисунках, в музыке, в театре, опере, балете, есть в песнях, но чтобы в кроссвордах!.. И посоветовал дать автору рекомендацию. 
По сей день Виктор Махов, с гордостью  перелистывая папку с письмами от известных людей, особо гордится именно этим, от Гейченко. 
Уже в Пскове Виктор Борисович с этой рекомендацией приехал к председателю комитета по культуре. И тот оказал помощь в издании первой книжки из серии «Знаете ли вы…» Посвящена она была Пушкину. И увидела свет именно в год 200-летия со дня рождения поэта. 
Второе издание из этой серии автор посвятил Гоголю, и тоже к 200-летию писателя. Эта книга позволила автору познакомиться с директором литературно-мемориального музея Гоголя в Полтаве. Там заметили и по достоинству оценили кропотливую работу псковского автора. А потом и книгу его переиздали.
Поездка 
в Константиновку
С именем другого русского поэта, Сергея Есенина, у Виктора Махова связаны не менее яркие воспоминания. После окончания института он получил звание младшего лейтенанта артиллерии.  И когда уже работал в Дно, его, как офицера запаса, вызвали на трехмесячные секретные сборы. Первый секретарь райкома ни в какую не хотел отпускать ценного работника. Но после звонка из области вопрос был решен.  
И вот Виктор Махов уже в Тульском училище. Солдат выстроили в три  огромные шеренги. И вдруг командир назначает начальником одного из отделений Виктора Махова. 
– В военный лагерь нас везли военным катером, – продолжает Виктор Борисович. – Однажды вызывает меня полковник и говорит: «Вот три машины, 75 офицеров. Бери и поедешь на родину Есенина. Я тогда и не думал, что когда-то у меня выйдет посвящённая этому поэту книжка. 
Хорошо, что в тот момент водитель автомобильной роты мне подсказал: с пустыми руками не поезжай, паромщик не повезет без «маленькой». Я взял «маленькую», и мы отправились в путь. Паромщик искренне порадовался подарку и стал рассказывать известную ему одному историю: 
– Я Есенина-то помню, помню. Бывало, как приедет на пароходе, так вся наша Константиновка около него вьётся. Он говорит: мужики, выкатывайте бочку! Выкатывают 300-литровую бочку, и по-шла пьянка на три дня. Была, говорят, у него девушка Мария (нигде я потом не нашел такой информации – прим. В. Махова). Была она в него влюблена, да и он тоже. А после Дункан, сказывают, повесилась... 
Виктору Махову на родине Есенина повезло. Экскурсию в музее тогда вела сестра поэта Анна Александровна. Она жила в Москве, но иногда приезжала на родину. На память была сделана фотография с ней и с офицерами, что в тот день были в подчинении у Махова. А когда Виктор Борисович надумал издать книжку о Есенине, он написал в музей, и эту фотографию по его просьбе нашли…
О творчестве Виктора Махова хорошо знают и в Ясной Поляне. Когда вышла в свет книга, связанная с именем Льва Николаевича Толстого, автор отправил ее на родину писателя. Его внук Владимир Ильич Толстой  тогда был хранителем музея и не оставил без внимания труд псковского кроссвордиста. Его отзыв также бережно хранится у автора. 
Автограф Фабио Капелло 
и путешествие на Сахалин
А ещё в его папке письмо с личной подписью итальянского тренера Фабио Капелло. Виктор Махов однажды узнал, что известный футболист любит русскую музыку и Льва Толстого. И отправил ему свои кроссворды. А в ответ получил благодарственное письмо с подписью. 
Кропотливый труд Виктора Махова никого не оставляет равнодушным. Однажды его творчеством заинтересовался музей Чехова, что на острове Сахалин.  Оттуда поступило предложение переиздать книгу с учетом отправки в Южно-Сахалинск. Сказано – сделано. Сначала книги Виктора Махова ехали поездом, а потом плыли паромом. Теперь о них знают посетители литературно-художественного музея книги А.П. Чехова на Сахалине. 
8 килограммов 
литературы из Тархан
«В усердии – все», – это фраза принадлежит Михаилу Лермонтову. Почти год Виктор Борисович в усердии работал над кроссвордами по произведениям этого поэта.
И снова сотрудничество с музеем, и снова благодарные отзывы. Известная хранительница музея Лермонтова в Тарханах Тамара Михайловна Мельникова в благодарность за кропотливый творческий труд Виктора Махова прислала ему 8 килограммов литературы. Это музейные сборники, изданные за последние 25 лет. 
Виктор Махов увлечённо перелистывает собрания сочинений русских авторов. И надеется издать новые книги кроссвордов, которые помогут читателю лучше узнать классиков. Следующим из них, скорее всего, станет Александр Иванович Куприн. 
– С чего начинается работа над кроссвордом? С выбора слов или формы «головоломки»? 
– Сначала я всегда создаю банк данных. Это самая ответственная работа.  Выбираю слова из трех, четырех букв, и так далее по возрастающей. Выписываю на отдельные страницы со ссылками. И только потом начинается работа над формой. 
Родной сердцу город
Здание поликлиники, кино-театра «Спутник», больницы – к строительству этих объектов был лично причастен Виктор Махов. В Дно в 1960-е годы он был прорабом строительного участка при райисполкоме. 
Он окончил ордена Ленина и Трудового Красного Знамени Горный институт имени Плеханова. Выпускников строительного факультета (там было два отделения, на гражданском строительстве учился Махов, а на экономическом его друг, дновец Борис Марушевский) отправили в Коми АССР, где сплошные шахты. В то время, после смерти Сталина, когда Берия был в фаворе и распустил все лагеря, произошла забастовка зеков. В советской прессе об этом не писали. Но администрация  временно отказалась принимать выпускников. 
Тогда Махов обратился в институт, и ему с двумя однокурсниками  дали свободный диплом. На следующий день Махов уже работал на железобетонном заводе, который выпускал продукцию для строительства и реконструкции города Ленинграда. Махов стал мастером арматурного цеха. 
Совсем скоро директор предложил ему должность начальника. И Махов начал наводить образцовый порядок в цеху. Тут ему предложили написать заявление на трехкомнатную квартиру. Ведь семья Маховых жила в тесной коммунальной квартире на улице Герцена, 36. 
Виктор Борисович вспоминает, что в одной из комнат жил знаменитый кинорежиссер Александр Прошкин. Сейчас его сын выпустил фильм про Мамая и получил премию Канского фестиваля. Но это отдельная история. 
…Вдруг нежданно-негаданно в Ленинград приезжает первый 
секретарь райкома партии из Дно. Было это в 1959 году. 
– Ты же дновец, говорит, что тебе Ленинград? Нам люди образованные нужны. Приезжай на Родину!
– Тогда я подумал только одно, – признается Виктор Махов: Ленинград город большой, здесь я помощи мало окажу, а вот в Дно, имея высшее образование, точно смогу пользы много принести. 
Жена одобрила решение мужа, и семья Маховых перебралась в Дно – туда, где природа, где родина. 
Жили они в «шальном» бараке рядом со стадионом. Комната была небольшая, в ней ютились мать, бабушка, жена с дочерью, брат и сам Виктор Борисович. 
С энтузиазмом он брался за любой проект. Трудился с удовольствием, а, главное, на пользу людям. 
– При строительстве здания поликлиники мы впервые стали применять линолеум, – рассказывает Махов. – А чтобы сделать красивый и аккуратный стык, нужна была специальная машинка. Её у нас не было. Я обратился в трест к управляющему Соловьеву. Помню, тот прислал мне инженера Варфоломеева, и мы вместе решили эту задачу. 
Он заодно меня предупредил, что приемная комиссия обязательно обратит внимание на барие-
вую штукатурку, что в рентгенкабинете. Её слой должен быть не менее 15 см. И я лично стал 
контролировать штукатуров. Помню, работали тогда малярами Светецкие, муж и жена.  
Когда приехала комиссия и сделала шурф, оценку поставила «отлично». Возглавляла комиссию Любовь Прокофьевна Аношка. Женщиной она была строгой и призналась, что за всю свою работу ещё никому оценки «отлично» не поставила. Махов был первый. Вся его бригада получила премию за хорошую работу.
Как мы всю ночь 
гайки закручивали
Когда строили здание кино-
театра «Спутник», прораб Махов даже не появлялся дома. «Мобильников» в то время не было, звонить нужно было из конторы, а на это не хватало времени. Все силы уходили на стройку. Объект хотелось сдать качественно и в срок. 
Комиссия по приемке работала очень строгая, и Махов знал: все гайки, на которых крепятся металлические штыри крыши, должны быть смазаны. А их было 3200 штук. Завтра – прием объекта. Он вызывает трех рабочих, лезет сам на крышу и всю ночь смазывает гайки.
На следующий день снова приезжает Любовь Прокофьевна Аношка. И ведь не поленилась она. Полезла на крышу (даже наличие юбки её не смутило!) и проверила все до единой гайки. И снова бригаду Махова поблагодарили за хорошую работу. 
– Во времена Хрущева город Дно был промышленным центром, – вспоминает Виктор Борисович. – Бежаницы и Дедовичи были приписаны к Дно. Поэтому мне пришлось строить объекты и там. В Вязье я построил столовую и сельхозтехнику, в Красных Горках тоже сельхозтехнику. 
Не могу забыть депутата Верховного Совета Попова из Красных Горок, это был знаменитый председатель колхоза. У него не было никакого образования. Он ходил в кирзовых сапогах, ездил на тележке, запряжненной лошадью. В 
5 утра приезжал в поле, совал палец в землю, и говорил: «Рано ещё!». В то время я строил у него в поселке 48-квартирный пятиэтажный дом со всеми удобствами. 
Когда этот объект был сдан, меня заметил председатель облисполкома Борис Александрович Осипчик, а впоследствии пригласил в Псков. С тех пор я живу здесь, но ни на миг не забывал свой родной и любимый город Дно. 
Беседовала Марина КАРПОВА
Фото автора
 
Комментарии
+10
°
C
+10°
+
Дно
Среда, 05
Четверг
+ +
Пятница
+10° +
Суббота
+ +
Воскресенье
+ +
Понедельник
+ +
Вторник
+ +
Прогноз на неделю







опрос

В Дно возле поликлиники появилась скульптура. Как бы вы ее назвали?
Все опросы