архив новостей

понвтрсрдчетпятсубвск
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
       
Главная Политика Радость жизни
17.07.2014
Просмотров: 1310, комментариев: 0

Радость жизни

 Ветеран из Псковской области «начал новую жизнь», получив отдельную квартиру.

«У меня не жизнь, а целая сказка», – утверждает ветеран, инвалид Великой Отечественной войны Алексей Иванович Трофимов. Родился в крестьянской семье. Без отца остался рано, когда окончил первый класс. А в семье, кроме трех мальчишек, еще и сестренка младшая. Очень тяжело было жить без отца. Настолько, что один из старших братьев, который к тому времени уже работал, даже решил не жениться, чтобы семье помогать – поставить на ноги маленьких братишку с сестренкой. 
У Алексея Ивановича при воспоминаниях даже сейчас на глаза наворачиваются слёзы. Из-за того, что с раннего детства пас колхозных коров, в мае и сентяб-
ре в школу не ходил – некогда было. А в Краснодудовскую школу топал аж за 15 километров! Это потом он перешел в Палкинскую – это был как раз первый набор в 8-й класс, а потом и первый выпуск десятиклассников в 1939-м.
– Кстати, это здание в Палкино до сих пор сохранилось, – говорит Алексей Иванович. – Конечно, там давно уже нет школы, 
обычный жилой дом.
Несмотря на то, что Леша сменил несколько школ, месяцами не ходил на занятия, аттестат был хороший. И в 1939 году Трофимов уехал в Ленинград и поступил в военно-инженерное училище, через два года его закончил.
 
На броне
Молодым лейтенантом и войну начинал. Служил на Кавказе, строил оборонительные рубежи. Воевать довелось не так долго, но смерти в лицо насмотрелся достаточно. Был на Керченском направлении, о котором очень мало говорилось в военной истории. Осенью 1941 года командование разработало план по высадке десанта в Керчь, Феодосию и Евпаторию, чтобы в дальнейшем соединиться с защитниками Севастополя и 
освободить Крым. Однако десанты в Феодосию и Евпаторию закончились неудачей: погибло множество бойцов. 
 – Наш же десант, высадившись в Керчи, сумел с боями занять Керченский полуостров. На этом направлении действовало немало частей. Ходили мы на штурм вражеской обороны, часто сидя на броне танков, – рассказывает ветеран. 
Танков обычно было немного, местность ровная, просматривалась издалека врагом. Так что нередко солдаты гибли и на броне танков, задолго до минных полей. Потери были неоправданно большими. Когда фронт продвинулся до перешейка между Черным и Азовским морями, началась позиционная борьба. Вскоре лейтенант Трофимов стал командиром роты. С горечью вспоминает он эпизод с подорвавшимся на нейт-
ральной территории нашим танком. 
 
Злосчастная мина
 – Получили мы приказ добыть с минного поля врага якобы неизвестную для нас мину. Поочередно было направлено две группы к подорванному танку, но они не вернулись. Погибли два командира взвода и шесть солдат. А приказ оставался в силе. Тогда я на третью ночь с двумя солдатами отправился добывать зло-счастную мину, – восстанавливает в памяти события той ночи ветеран. Маршрут избрали левее подорванного танка на 100 метров, но никаких неизвестных мин не обнаружили. Принесли обычную мину, показали комбату, и на этом закончился конфликт с танкистами. А люди погибли, потому что за танком, на нейтральной территории, немцы выкопали окопчик, и из него встречали красноармейцев огнем. 
Помнятся и отдельные эпизоды борьбы за колодцы с прес-ной водой, которой катастрофически не хватало. Как минировали подходы к линии нашей обороны. С наступлением темноты каждый боец роты, выделенный для минирования, забирал по 3-4 мины, капсюли и продвигался к передовой. Командир роты Трофимов инструктировал солдат, что надо идти цепочкой, на расстоянии 4-5 метров друг от друга. Как только немцы замечали продвижение, открывали минометный огонь. Вот здесь-то и сложность – слишком близко враг, а местность постоянно освещается ракетами. Промедлил с установкой мин в темноте – продолжай лежать.
 С рассветом быстро покидали передовую и отходили перебежками к ближайшей балке. Опоздал с отходом, заметил тебя враг – будешь лежать целый день на земле под его прицелом. Малейшее шевеление – и шквальная автоматная очередь тебе в ответ. Каждую ночь недосчитывались нескольких человек. 
 – Пополнение поступало постоянно, но больше 30-40 человек у меня в роте не было, – говорит о потерях Алексей Иванович. Был ли страх быть убитым? Да, был, но над этим тогда не задумывались – надо было выполнять приказ.
 
С костылем и палкой
Присутствие Красной армии в Крыму мешало продвижению фашистов к Волге и Кавказу. Поэтому в мае 42-го начались регулярные бомбежки, немцы перебросили авиацию даже из Африки. И враг добился успеха. Красноармейцы получили приказ отойти с занимаемого рубежа. К тому времени немцы начали окружать их с правого фланга. 
 – Наша рота, в которой был и заместитель командира батальона, отходила последней. Вечером 13 мая мы достигли нужного 
пункта, но немецкие танки открыли по нам огонь, – продолжает ветеран. – А самолеты на бреющем полете сбросили бомбы и обстреляли нас из пулеметов.
В этот момент Трофимова ранило осколком бомбы в голеностопный сустав левой ноги. И начались его скитания. До Керчи – 14 км. Но в госпиталь доставили – единственный, не успевший эвакуироваться. К утру прооперировали, перевязали. В госпитале – паника. Раненых успокаивали, говорили, что враг еще в 25 км от города. Трофимов, вооружившись костылем и палкой, выполз на улицу, чтобы выбраться за пределы города к причалам. 
Помогли моряки, в машине вывезли за город. Там уже были тысячи желающих перебраться на большую землю. Многие пытались самостоятельно, на камерах и плотах, переплыть пролив. Конечно же, течением их уносило в сторону врага. Да и вода была еще холодной. Катера, подходившие к причалам редко, наполнялись мгновенно и удалялись. Немцы бомбили причалы. Алексея ранило во второй раз – уже в здоровую ногу, осколком бомбы, упавшей рядом в воду. Но ему снова повезло – командир смог забросить раненого лейтенанта в катер... 
Той ночью свершилось чудо. 15 мая Алексей Трофимов оказался на большой земле. И вот когда захотелось жить! Не тогда, когда был на передовой, когда выполнял приказ и отвечал за жизнь солдат, а теперь, когда самому надо было как-то выкарабкиваться. 
Прошел через госпиталя – Грозный, Тбилиси, Баку, Москва, Евпатория. Демобилизовался. В 46-м вернулся в свой родной дом в Лабутино, который тоже прошел через военное пожарище и выстоял. Женился. Окончил институт. Работал учителем в Краснодудовской школе, в Локновской. В последней – 17 лет директором. Оттуда же в 1988 году в возрасте 68 лет ушел на заслуженный отдых. 
Когда вышел указ о том, чтобы всех участников Великой Отечественной обеспечить отдельным благоустроенным жильем, Алексей Иванович ему даже значения не придал. Считал, что семья ни в чем не нуждается, и уж свой-то век они с супругой Клавдией Михайловной в своем доме скоротают. Так он и сказал своему бывшему ученику, а тогда – работнику администрации волости. Тот ни настаивать, ни объяснять ничего пожилому человеку не стал. В стареньком доме всего лишь установили телевизионную антенну. 
И только когда в дело вмешался бывший Глава Палкинского района Геннадий Васильев, ныне уже покойный, квартирный вопрос сдвинулся с мертвой точки. Именно Васильев настоял, чтобы скромный ветеран подал документы. Собирал их сын, он же внес и недостающую сумму, чтобы хватило на однокомнатную квартиру. Сергей и ремонтом занялся, и перевез родителей в Псков. 
В октябре 2010 супруги зарегистрировались в городской квартире. Увы, верную Клавдию Михайловну Алексей Иванович похоронил в этом году. 
– Как же хорошо жить в квартире со всеми удобствами! – восклицает Алексей Иванович. – В деревенском доме я просто из сил выбивался – надо и дров заготовить, и печку протопить, и за водой сходить, и помои вынести... Плиту растопить сложно. Все дни – в суете, в заботах. А здесь, в собственной квартире, я стал отдыхать...
Ксения БЕЛОВА
В Псковской области с 2010 года по май 2014 года свидетельства о предоставлении субсидии на приобретение или строительство жилых помещений получили 4127 ветеранов Великой Отечественной войны – 97% из числа признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий. На эти цели Псковская область получила финансирование из госбюджета в размере 4,3 млрд. рублей.
Работа по проекту продолжается. 
 
Комментарии
+10
°
C
+10°
+
Дно
Среда, 05
Четверг
+ +
Пятница
+10° +
Суббота
+ +
Воскресенье
+ +
Понедельник
+ +
Вторник
+ +
Прогноз на неделю







опрос

В Дно возле поликлиники появилась скульптура. Как бы вы ее назвали?
Все опросы