Интервью
- Валентина Тюрина: "Мы открыты для предложений"
- Роман Лазарчук: жизнь в спорте
- Владимир Петров: "Если не мы..."
- УПФР: вопросы и ответы
- Когда многое решают кадры
- От «Каскада» до «Пскова»
- Об успехах личного состава, дновских наркоторговцах и интернет-мошенниках
- Как проходит медосмотр и что такое группы здоровья?
фотогалерея
Главная Город и горожане «Я разменяла вторую сотню лет»
23.07.2014
Просмотров: 1824, комментариев: 0
«Я разменяла вторую сотню лет»
Кто из нас не мечтает жить долго и оставаться при этом бод-рым и здоровым? Эликсир молодости ищут не одну сотню , но рецепт его так и не найден. По непонятным причинам, женщины, в среднем, живут дольше мужчин, но долгожители встречаются среди сильной половины не менее часто. В нашем Дновском районе, кстати, тоже много долгожителей, почти каждый месяц мы пишем о 90-летних ветеранах, получивших поздравления с юбилеем от самого Президента.
О нашей героине мы узнали случайно. В редакцию зашел мужчина, назвался Павлом и попросил написать о двух женщинах-долгожительницах.
– Женщины замечательные, помнят много интересных событий, надо о них написать в газете.
Едем в деревню Кривуха, где в летний период живет Христина Степановна Голованова-Кузнецова. Здесь она построила дом-дачу, постоянно проживает в Санкт-Петербурге, но родилась в 1914 году в соседней деревне Кляновец. Там и прошло её детство.
Мама Христины Степановны умерла в родах, девочка осталась на попечении сестры.
– Звала я её тетенька Анна и только много позже узнала, что она моя родная сестра.
В семье было 9 детей. Семья считалась зажиточной – отец Христины считался хорошим кузнецом. В то время профессия эта была на деревне самой востребованной, так как все сельхозработы производились лошадьми. Они же заменяли и автомобильный транспорт. Христина Степановна помнит, что в школу колхозной молодежи, которая была в деревне Морино, она добиралась на лошади. Начальную школу наша героиня окончила в деревне Поцелуево. Помнит, что в то время там ещё была барская усадьба, живы были старые помещики, но потом их забрали родственники.
Училась Христина на одни пятерки. Папа с детства учил её считать. Девочка, бывало, пересчитывала «грошики», заработанные отцом. Но продолжить учебу ей пришлось в Ленинграде, так как в округе не было средней школы. Очень не хотелось ехать в большой город. В городской школе смышлёную девочку невзлюбили, обзывали выскочкой, потому что учителя всегда ставили её в пример. Но не только за это.
– У меня были очень красивые светлые волосы. Я заплетала их в две косы. Косы были длинные, рос-кошные. Девочки завидовали мне. А я писала слезные письма отцу, что очень скучаю, хочу домой.
И как только в деревне Морино открылась школа колхозной молодежи, Христина вернулась на родину.
Все исторические события, проходящие в нашей стране в XX веке, остались в памяти этой женщины.
В годы коллективизации отец не хотел вступать в колхоз. Ему грозило выселение, но вступились жители всех окрестных деревень. Без кузнеца они бы пропали. Отстояли. Два брата Христины также научились кузнечному делу и работали в соседних деревнях.
Со своим будущим мужем познакомилась Христина в школе.
– Он был мне больше другом, –несколько раз повторила она в разговоре. – Очень высокий, с длинной шеей, и очень умный. Петр тоже был отличником. Скромный парень, пока мы встречались, он даже ни разу не поцеловал меня, стеснялся.
В тот период Дновский район был кузницей кадров не только для области, но и для всего СССР. Петр возглавлял в Морино комсомольскую организацию. Проявил он себя хорошим организатором, и его направили на работу в Дно вторым секретарем райкома комсомола. Затем, после окончания Высшей партийной школы, он уезжает на работу в Коми АССР.
– Наверное, браки действительно заключаются на . Петр заболел, ему сделали операцию, удалили аппендицит и направили на поправку в санаторий. Из санатория он прилетел самолетом в Дно. Я в это время собиралась проведать сестру, которая жила в Башкирии. Отнесла на почту теле-грамму и утром должна была ехать в Москву. Вдруг меня зовут к . «Христина, здравствуй!» – я, как услышала голос своего Петеньки, так чуть в обморок не упала: «Петенька, это ты? Ты с неба свалился?» «Да!» – рассмеялся Петр.
Родители благословили наш брак, и я уехала с Петей в Коми АССР…
В 1939 году Петр Голованов был демобилизован на фронт, началась война с финнами. Христина пере-ехала в Парголово. Петра контузило, он долго лечился. Поправив здоровье, вернулся на фронт…
Христина Степановна награждена медалью «За оборону Ленин-града». В блокаду работала начальником домоуправления. Самым ярким воспоминанием о том времени стала эвакуация на Урал. Ехали в
теплушках. Вдруг поезд начали бомбить. Мужчины побежали в лес за елками, чтобы скрыть поезд. Было это недалеко от станции Мга.
– Я не хотела ехать, так как мои дети оставались в Старой Руссе. Но двери теплушек были закрыты, забиты досками окна, а снаружи приставлена охрана. Перед отъездом я получила деньги, положенные Петру. Это и помогло сбежать с поезда. Мужчины, ехавшие с нами, оторвали доску на окне, я рассчиталась с ними оставленными мне деньгами. На станции отыскала своего дядю, а он помог мне добраться до Старой Руссы…
Сколько себя помнит Христина Степановна, она всё время работала: в больнице нянечкой, в общежитии строительного техникума, в сбербанке. Теперь настало время отдыха. Дети и внуки выросли, подрастают правнуки. Казалось бы, за плечами такая трудная жизнь, а от Христины Степановны веет такой добротой, что во время нашего разговора хотелось прижаться к ней. Сама она своим благообразием очень напоминает монашенку, наверное, потому, что человек она глубоко верующий.
– В семье у нас все люди верующие. Обычно все батюшки, приезжавшие в деревню, останавливались у нас. Я всегда перед любым делом повторяю: «Благослови, Гос-поди!», поэтому и живу так долго, вторую сотню разменяла.
А вот сын Валерий считает, что мама его живет долго от того, что родила и воспитала пятерых детей. Так что Христина Степановна ещё и мать-героиня.
Ольга НОСОВА
Фото автора и из архива
семьи Головановых
Комментарии
Оставить комментарий