Интервью
- Валентина Тюрина: "Мы открыты для предложений"
- Роман Лазарчук: жизнь в спорте
- Владимир Петров: "Если не мы..."
- УПФР: вопросы и ответы
- Когда многое решают кадры
- От «Каскада» до «Пскова»
- Об успехах личного состава, дновских наркоторговцах и интернет-мошенниках
- Как проходит медосмотр и что такое группы здоровья?
фотогалерея
Главная Город и горожане И тайное становится явным...
24.02.2015
Просмотров: 2560, комментариев: 0
И тайное становится явным...
В дни праздничных торжеств – 24 февраля в день освобождения города Дно от немецко-фашистских захватчиков и 9 мая в День Победы многочисленная колонна дновцев приходит на митинг в городской парк к братским захоронениям, чтобы отдать дань памяти погибшим воинам и возложить венки и цветы на их могилы.
В центре воинского мемориала находится композиция, обнесенная кованой решеткой и состоящая из высокой стелы с бетонной чашей для цветов. Но по какому поводу, в честь чего установлена эта стела? Многие, я думаю, задавались этим вопросом...
Таинственный альбом
В 2008 году неподалеку от общежития ПУ № 10 нашел я выброшенный кем-то на улицу большой альбом серого цвета, иллюстрированный фотографиями. Альбом «Из истории братских
могил городского сквера», по-
священный воинам, отдавшим жизнь за свободу Отечества, был собран и оформлен в период с 1964 по 1968 гг. учащимися школы-интерната ст. Дно. Под руководством Нины Федоровны Шеметовской сбором материалов и оформ-лением альбома занимались Валя Козлова, Лида Федорова, Таня Харитонова, Люся Ильина, Наташа Александрова, Люся Коленцева, Валя Оханова, Наташа Яковлева, Алла Чугунова. И начинался этот альбом планом братских могил в сквере, на котором под пунктом
№ 1 значился «Памятник Героям Великой Октябрьской социалис-тической революции», а под № 2 «Ваза для цветов».
Не менее интересным было письмо, находящееся в этом альбоме (текст печатается по оригиналу без правки).
«Дорогие юные друзья! Школьники интерната № 1 8а класса г. Дно!
Ваше письмо с просьбой рассказать об истории памятника в г. Дно я получил. Однако сведения по интересующему вас вопросу настолько скудны, что удовлетворить вас не могут. Но всем, чем могу, тем и помогу.
Памятник был сооружен на могиле солдата, захороненного в 1919-1922 г., точно даты не знаю, как не знаю и того, кто был захоронен там. Могила была на площади напротив здания Райкома партии.
На районной конференции РКП(б) ст. Дно в 1922 году были разговоры о необходимости увековечить память о первых годах Октябрьской революции. В частности, было решено поставить памятник на могиле неизвестного солдата, а было установлено, что он погиб на фронте от белогвардейской пули.
Не удивляйтесь, что я говорю о фронте. Фронт тогда прохо-дил верстах в шести от Порхова, а банды Булак-Балаховича захватили даже «Никандровскую пустынь».
Кроме памяти о погибших не-известных героях, памятник должен был напоминать живым
об исторических днях железнодорожников ст. Дно, когда они в марте 1917 года не пропустили царский поезд вместе с царем Николаем II. Из истории вы знаете, что задержка поезда в Дно заставила Николая II выехать в Псков, где он подписал свое отречение от престола. Конечно, этого сюжета в конфигурациях памятника вы не найдете, но сам факт наличия памятника говорит об активной роли рабочих депо Дно в истории революции.
Я вам посылаю, надеюсь вы сохраните, фотоснимок группы делегатов партийной конференции РКП (б) г. Дно в 1922 году. Вероятно, многие из них еще живы и могут вам помочь в ваших поисках исторических данных о
г. Дно.
Примите мой вам сердечный привет.
Персональный пенсионер Ник-Бродов Н.Д.
г. Ленинград, Мытнинская набережная, дом 3, кв. 23».
Представляло большой интерес и воспоминание И.Р. Дорошенко, размещенное в альбоме.
«В 1919 году я работал замес-тителем председателя горисполкома. Мне пришло сообщение, что нужно будет похоронить двух бойцов, которых привезут из Пскова (в Пскове стояли немцы).
Их похоронили в одной могиле. Поставили памятник. Огородили маленькой деревянной решеткой.
На месте скверика раньше была площадь.Остальных бойцов похоронили во время Великой Отечественной войны и после».
Рядом с воспоминаниями Дорошенко на листе имеется фотография памятника, возле которого стоят учащиеся школы-интерната с венком. На памятнике нет никакой таблички...
Интернет подтверждает
Похожая информация «бродила» и по сайтам Интернета. Так
на сайте «Памятники истории
и культуры Псковской области. Энциклопедический справочник» в главе г. Дно и Дновский район братские захоронения в городском сквере числятся как «Братская могила воинов Красной Армии, погибших в годы гражданской войны и Великой Отечественной войн» и имеется следующая информация «на братском кладбище в городском сквере по ул. Советской в 1918 году были захоронены три неизвестных воина, погибших в Порховском районе, в Никандровой
пустоши».
Т. е. факт захоронения воинов, погибших в годы гражданской войны, имеет место быть, но он был ничем официально не подтвержден и не закреплен. Поэтому и началась работа по поиску официальных документов, подтверждающих сей факт.
Первая «ласточка»
...В 2013 году на мой телефон поступил звонок от Галины Ивановны Колодиной, с которой мы уже длительное время тес-
но и плодотворно сотрудничаем.
Она, разбирая фонды музея локомотивного депо, обнаружила папку, в которой был зафиксирован факт захоронения в 1919 го-
ду красноармейцев на площади
г. Дно. Но данные документы являлись никем не заверенными перепечатанными на машинке копиями, которые необходимо было тщательно проверить.
И вот, наконец-то, в начале февраля 2015 года в Государственном архиве новейшей истории Псковской области (бывший Псковский партийный архив) в фонде 578, описи 1, находятся документ 2 (лист 96), документ 4 (листы 115, 122) и документ 29 (лист 20), которые расставляют все точки.
В далеком 1919-м...
Итак, события мая 1919 года развивались следующим образом.
26 мая 1919 года К. Шестаков, подписавший документ за начальника 12-го Морского Бронепоезда имени Троцкого обращается в Совет Рабочих и Крестьянских Депутатов местечка Дно. «Прошу Вашего распоряжения об отводе места для похорон двух красноармейцев ввереннаго Бронепоезда убитых в бою под Псковом» (текст дан по оригиналу без правки).
26 мая 1919 года Протоколом № 40 общего собрания Дновской Районной Организации Р.К.П. (большевиков) под председательством тов. Павлова и при секретаре
Герасимович в присутствии 65 партийных членов и 4 сочувствующих слушается вопрос, по которому
докладывает тов. Семячкин. В своем выступлении оратор указывает на чрезвычайное положение текущего момента: «Не следует
закрывать глаза на наши неудачи на фронте. В некоторых местах фронта армия деморализована
и целые полки переходят на сторону белых. Кроме того в тылу группируются дезертиры. Положение серьезное, но отчаиваться в этом не приходится. Международное
положение складывается в нашу сторону. В тылу у Колчака восстания. Все это говорит за то, что факел всемирной революции, зажженный русским пролетариатом, разгорается. Нам необходимо напряч последнее усилие и победа за нами» (текст дан по оригиналу без правки).
Далее выступает тов. Копорский, который указывает на «панику, возникшую вчера по случаю взятия белыми Пскова. Носились слухи, что граждане поселка Дно уже собираются делить между собой продовольствие жел. дор. лавки. Реакционный элемент поднял голову, провокация заработала во всю. Нам необходимо сплотиться с винтовкой в руках и решительно восстать за правое дело. Мы должны помнить, что с приходом белых для нас будет один суд – петля или к стенке, а поэтому иного выхода нет, как с оружием в руках, до последнего, отстаивать завоевания пролетариата» (текст дан по оригиналу без правки).
Кроме этого на собрании рассматривается внеочередное заявление: «Красноармейцы Бронепоезда имени Троцкаго (так в текс-те) просят оказать содействие в погребении двух товарищей крас-ноармейцев – Петроградских рабочих Жигачева и Макарова убитых белыми под Псковом».
По данному заявлению принимается Постановление: «2. Для погребения убитых товарищей красноармейцев отвести место на Советской площади».
28 мая 1919 года Цюпинский – временно исполняющий долж-ность начальника Бронепоезда имени Троцкого и, подписавший за Адьютанта, К. Шестаков направляют в Совет рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов местечка Дно документ следующего содержания.
«Похороненные на Советской площади Красноармейцы 12-го Морского Бронированнаго поезда Имени тов. Троцкаго, товарищи МАКАРОВ Петр (гражданин Петро-градской губ. Того-же уезда Александровской фермы) и ЖИГАЧЕВ Семен (гражданин Тульской губ., Каширского уезда, Боготищевской волости, дер. Никольской) поступили на Бронепоезд: первый 5-го Февраля и второй 15-го Апреля 1919 года.
Во все время пребывания на поезде названные товарищи отличались храбростью, стойкостью и неустрашимостью в борьбе с врагами Советской России.
Свой долг перед трудящимися они исполнили до конца, пав в бою с белогвардейскими бандами под Псковом за идеал рабочих и крестьян где тов. Макаров был убит, а тов. Жигачев смертельно ранен и через несколько часов скончался» (текст дан по оригиналу без правки).
Таким образом 27 мая 1919 года красноармейцы 12-го Морского бронепоезда им. Троцкого Петр Макаров и Семен Жигачев были похоронены в Дно на площади.
«Надо поставить памятник!»
Имеется в ГАНИПО и еще один интересный документ – Протокол общего собрания членов РКП Дновской организации, состоявшегося 10-го августа 1922 года под председательством Ник при секретаре Веселове. По вопросу о памятнике говорит Ник, что «на площади похоронены наши товарищи и лежат они забытые и скот топчет их могилы, а потому предлагаю поставить памятник, который обойдется три миллиарда, часть этих денег даст жел. дорога, часть уже имеется и часть должен дать Исполком и устроить несколько субботников» (текст дан по оригиналу без правки).
По данному вопросу принимается Постановление: «Поставить памятник на могиле товарищей на Советской площади пос. Дно».
Вот и снята пелена с очередной тайны истории.
И сегодня, уже в принципе, решен вопрос о том, что для восстановления исторической справедливости на стеле будет установлена табличка с именами тех, чей прах покоится у подножия монумента.
Примечание
В составе войск Западного фронта находилось несколько бронепоездов, оборонявших петроградское направление, в экипаж которых входили моряки. Одним из таких бронепоездов был сформированный в январе 1919 года броневым отделом фронта «Бронепоезд № 12 морской им. Троцкого» (1919-1920 гг.). Изготовлен Сор-мовским заводом общества железоделательных, сталелитейных и механических заводов, крупнейший арсенал Красной Армии. Одна из двух его площадок была вооружена 75-мм морскими пушками. Половина его интернациональной команды (а в ее состав входили русские, немцы, венгры, итальянцы) имела за плечами боевой опыт империалистической войны, четвертую часть составляли революционные матросы (по материалам журнала «Моделист-Конструктор», 1989, № 11, 1990, №№ 1, 3, 4).
Сергей ЕГОРОВ,
член Российского военно-исторического общества,
редактор «Книги Памяти. Т. 13. Дновский район»
Комментарии
Оставить комментарий