Интервью
- Валентина Тюрина: "Мы открыты для предложений"
- Роман Лазарчук: жизнь в спорте
- Владимир Петров: "Если не мы..."
- УПФР: вопросы и ответы
- Когда многое решают кадры
- От «Каскада» до «Пскова»
- Об успехах личного состава, дновских наркоторговцах и интернет-мошенниках
- Как проходит медосмотр и что такое группы здоровья?
фотогалерея
10.08.2015
Просмотров: 2805, комментариев: 2
19 километров по шпалам
В этом мы убедились, испытав на себе, каково это – идти через лес по железнодорожной линии с продуктами и лекарствами. Местные предупредили: одной не приезжать – там медведь ходит; с рельсов не сходить – можно попасть в болото; до «нашей ветки» добирайтесь по возможности на машине – автобус ходит только во вторник, и народу там, как селедок в бочке.
Так и едем мы. Сначала на Дачное, потом Панкратово, потом видим слева Михайлов погост, дальше – не знаем куда: указателей ведь нет, а навигатор деревню Селище в Дновском районе попросту не видит. Наугад по асфальту в Морино. Нет, идущие по дороге жители говорят, возвращайтесь и поворачивайте в Михайлов погост. Вернулись. Там дорога грунтовая. Интуитивно сворачиваем направо, где более накатанный путь, вновь прямо, проезжаем переезд, заезжаем в Люту. Как добраться до Селища, приходится снова гадать. Стоим у автобусной остановки. Идущий с ведрами воды дачник, говорит, что вроде как вернуться надо к переезду и там то ли по тропинке, то ли по шпалам. От автобусной остановки в Люте возвращаемся на указанный переезд. Здесь стоят две машины, наша – третья. Моя телефонная сеть не ловит, у коллеги – периодически. Всё-таки дозваниваемся до селищенцев, они нам: «А мы уже вас с утра все на Полонке ждем, в редакцию звонили, думали, что вы заблудились. Ну, идите теперь направо по шпалам, будете у нас через час».
Идти по железнодорожной линии нужно приноровиться. Между шпалами – щебень, который ощутимо чувствуется ступнями даже через толстую подошву обуви. Если во время ходьбы наступать на сами деревянные шпалы – мельтешишь и походкой напоминаешь Чарли Чаплина. По пути едут скоростные поезда. Машинисты заблаговременно тебе сигналят. Нужно обязательно уходить с рельс на небольшую обочину, покрытую щебнем, дальше – заросшая лесом канава. Мы выбираем способ сидеть спиной к поезду на самом краю обочины, держась друг за друга, чтобы не сдуло волной воздуха от мчащегося на высокой скорости состава. В ушах – гул. Ощущение – временной потери ориентации.
Встречаем путейцев в оранжевых жилетах. «До Полонки – далеко?» – «Ну, ещё километра два. Идите быстрее. Вас там давно уже ждут».
Когда подходим к станции и видим человек тридцать народу – недоумение, спрашиваем: «Вы все на поезд пришли?» Отвечают: «Какой поезд?! Вас встречаем! Мы тут почти все, с самого утра! Человек 10 только не смогли. Причина уважительная – им скоро 90. Как добрались вы-то? Может, чаю? Телевидение не приехало? Жаль, что вы одни, вот бы Турчака с собой захватили. В Должицах же он был».
На станции Полонка собрались жители двух населенных пунктов – Селища и Загорья. Это деревни, находящиеся в Дновском районе на границе с Новгородской областью. Деревни расположены вдоль железнодорожного пути относительно недалеко от железнодорожной станции Полонка: Селище – приблизительно в двухстах метрах от станции, до Загорья – еще километр по железной дороге, а потом около полутора километров по заросшему кустами полю.
Автомобильной дороги к Селищу и Загорью нет. Скорая помощь, пожарная машина, автолавка, личный транспорт в эти деревни проехать не могут. Единственная связь с миром – поезда железнодорожной ветки.
Поездов мимо Полонки ходит немало. Но они либо дальнего следования, и на станции Полонка не останавливаются, либо грузовые, на которых ездить запрещено: «Это зона повышенной опасности. Там без жилетов нельзя. И штраф сначала 500 рублей, потом от полутора до трех тысяч». Ходят ещё рабочие поезда, куда, по словам селищенцев, раньше местных жителей брали, а теперь вышло постановление пенсионеров не брать. «Мы просимся, а нельзя. Проводников за это увольняют».
Мы идем со всеми собравшимися по Селищу по скошенным тропинкам. Деревенька зарастает.
Телефонной связи здесь нет. Установленный таксофон – зря потраченные деньги. Саму «будку» поставили, а аппарат даже не повесили.
Мобильная связь – только в определенных местах, чаще на возвышенностях. Нередко случаются перебои с электроэнергией. «Мы на холодильник не всегда можем надеяться, поэтому в город нам почаще надо, за продуктами». Магазинов, почтамта, клуба – в деревнях ничего подобного нет. «Да вы понимаете, нам за той же самой пенсией в город на почту надо. Почтальоны носить ее нам сюда отказываются. Говорят, не пешком же нам по рельсам к вам чесать».
«У нас тут трактор застрял. Железнодорожные рабочие. Уже недели две выехать не может. Вот его тащат. Слышите, рычит».
Раньше от Селища была дорога на Панкратово километров в шесть. По ней и пыталась проехать техника. А еще в деревне были клуб и казарма. Деревня древняя, основана ещё в царские времена. Старожилы многое помнят и показывают места «былой славы» во время своеобразной экскурсии по деревне. Кругом, как правило, заросли травы.
«Видите, это же сухостой, чуть искра, и всё тут вспыхнет разом. Один год у нас пожары уже были. 12 домов сгорело. Полиция расследовала. Но так и не знаем, кто виноват».
Сейчас в Селище 32 двора. Летом народу побольше – за счет дачников. Зимой поменьше. Когда начались проблемы с пригородными поездами, многие стали из деревни уезжать. Хорошие дома оставляют, с огородами, даже с ботаническим садом.
Зимой появился в Селище «памятник». Так иронично называют местные жители капитально застрявшую в тридцати-градусный мороз «Ниву».
Один из лихачей хотел на ней прокатится по деревенским «дорогам», но не тут-то было. Машина уже полгода ржавеет в центре деревни.
Мы идем «в гости» в Загорье. В Загорье есть кладбище, куда прокошена дорога. По пути на него – каменное здание бывшей школы.
В Загорье некогда жил помещик Дуев. Сейчас только выглядывает из высокой травы дом его невестки Зинаиды Яковлевны. Ее помнят в деревне и уважают. Она учитель. Ей сейчас около 80. Последний раз приезжала в дом лет 5 назад.
Был мост через речку, который обеспечивал сообщение с другими деревнями. В Загорье проживают «шесть аборигенов» как в шутку о себе они сами говорят. Маргарита, например, приехала сюда к отцу из Санкт-Петербурга в тяжелые годы перестройки, да так и осталась с любимым мужчиной Петей. «Воздух тут шикарный», – говорит она. Летом занимаются огородом, зимой – дровами да чисткой тропинок от снега.
В связи с всероссийской железнодорожной оптимизацией пригородного сообщения пригородный поезд «Дно – Морино» теперь ходит только по понедельникам. Из Дно он отправляется в 5.57 и прибывает в деревню Морино в 6.25. Из Морино поезд отправляется в 7.08 и прибывает в город Дно в 7.51. Таким образом, жителям деревень Селище и Загорье, чтобы съездить в районный центр за продуктами или к врачу, необходимо прийти на станцию Полонка в начале восьмого утра, благополучно добраться до Дно, сделать необходимые дела и ждать следующего понедельника, когда поезд из Дно поедет в Морино в 5.57.
Разрабатываемая областной администрацией альтернативная железнодорожной автомобильная сетка в ситуации с Загорьем и Селищем не работает. Автобусный маршрут Дно – Морино действительно увеличили: автобус «Дно – Морино» теперь заходит в д. Люта. Автобус ходит по вторникам. От Люты до Селища, а потом до Загорья (как и в обратном направлении: Загорье – Селище – Люта) люди ходят пешком в буквальном смысле по шпалам. Расстояние от Люты до Селища – около 7 км. От Селища до Загорья – ещё 2,5. Если идти от Загорья на автобус до Люты, потом на машине за продуктами в Дно, и обратно – 19 километров пешком с сумками.
Когда «Дновец» разбирался в этой ситуации в прошлый раз (см. № 29 от 17 июля 2015 г.), мы получили ответ Государственного комитета Псковской области по транспорту и связи, в котором сообщалось, что переговоры с ОАО «СЗППК» будут продолжаться, и Комитет будет настаивать на открытии второго вечернего железнодорожного рейса «Дно – Морино». Однако пока ситуация не изменилась: люди продолжают ходить пешком по железнодорожной ветке и надеются, что об их проблеме услышат: «Ведь раньше ходил поезд «Дно – Морино» утром и вечером. Пусть один день, пусть мы 12 часов сидели на вокзале, его ждали. Но не пешком же по шпалам! Верните поезд, пожалуйста!»
Надежда ЛИЩЕНКО
Комментарии
Почему пишите только об этом направлении. Ещё хуже дела обстоят на направлении Дно - Дедовичи ! Там тоже медведи ходят и добраться до Дно можно только пешком по шпалам . Уже сколько раз вам писал !!! Почему не освещаете эту проблему !
ситуация хуже, чем в Должицах. если бы дорогу там не перегородили, хрен бы Губернатор приехал. Без вмешательства сверху и помощи эту проблему не решить.
Оставить комментарий